Из каких отелей в Урбино открываются красивые виды? Выходные в урбино Что такое функциональные cookie-файлы

Урбино (Urbino), несмотря на скромные масштабы, один из самых живописных, многогранных и в целом интересных городов в Италии. Имея глубочайшие исторические корни и целый ряд впечатляющих достижений, город сотни лет был и остается значимым культурным и образовательным центром . За счет одного только Урбино Италия каждый год привлекает миллионы туристов. Такой интерес более чем заслужен, так как достопримечательности Урбино совершенно уникальны, о них то сегодня и пойдет речь.

Для туристов Урбино привлекателен ослепительно прекрасной средневековой архитектурой, интересными событиями и, конечно же, бесценными историческими памятниками. В Урбино стоит побывать хотя бы для того, чтобы посетить дом, где родился сам великий Рафаэль.

Как добраться до Урбино

Добраться до Урбино не так просто. Первым делом, нужно долететь в ближайший аэропорт. Отправной точкой могут стать , или Анконы. Правда стоит рассчитывать, что напрямую из России долететь можно только в первые два. Подобрать необходимые билеты на удобные даты проще всего в форме ниже.

Далее можно добираться общественным транспортом. Правда, железнодорожные поезда до самого Урбино не ходят, и ближайшей точкой пересадки . От жд станции в Пезаро до Урбино регулярно курсируют автобусы 46 и CD/CS.

С понедельника по субботу автобусы ходят практически каждый час, но в воскресенье количество рейсов значительно меньше: первый автобус отправляется в 09:15 и ходит через каждые три часа (последний – в 20:15). Время в пути составит 45-75 минут, в зависимости от конкретного рейса.

Билеты продаются в киосках прессы или в самом автобусе в автомате. Если собираетесь покупать билет в автобусе, заранее приготовьте мелочь, так как автомат не выдает сдачи.

Исторический центр Урбино занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Хороший вариант – добраться до родины Рафаэля автомобилем. Вы всегда можете арендовать в аэропорту прилета автомобиль или предварительно заказать трансфер . Кратчайший путь до Урбино пролегает по автостраде S423 с отправной точкой в том же Пезаро. Имейте в виду, что, скорее всего, по прибытии вам придется оставить машину за стенами старого города. Это можно сделать на любой из парковок, а уже оттуда доехать до центра города шаттл-автобусом или на такси.

Ну а тем, кто планирует отдыхать в Римини, советуем у нашего замечательного гида Виктории, о которой Blogoitaliano . Учитывайте, что это экскурсионное направление – одно из самых популярных и востребованных, в пик сезона удобные даты могут быть заняты. Бронируйте свою экскурсию заранее!

Отели Урбино

Тем, кто планирует поездку в город Урбино в Италии не на один день, следует заранее позаботиться о поиске подходящего отеля. Отелей в Урбино не так много. Самые роскошные – категории 4 звезды находятся в центре города. Тем, кто хочет сэкономить, советуем обратить внимание на апартаменты или частные виллы. Найти жилье, удовлетворяющее всем пожеланиям, можно по ссылке ниже.

Достопримечательности Урбино

Надо ли говорить, что в старом городе Урбино едва ли не каждый дом и каждое сооружение является памятником истории и архитектуры, достойным «охранного» списка ЮНЕСКО. Тем не менее, под защитой этой международной организации находится лишь исторический центр города.

Площадь Borgo Mercatale

Большинство экскурсий начинается на площади Borgo Mercatale. Такая отправная точка образовалась естественным образом – площадь не только живописна сама по себе, но и находится рядом с автовокзалом. Здесь же, на площади работает информационный центр для туристов, где можно бесплатно получить карту и любую полезную для туриста информацию.

Дом Рафаэля

Дорога через древние ворота Porta Valbona, а далее по улице Via Mazzini, приведет вас на людную площадь Piazza della Repubblica. Здесь, повернув налево и пройдя мимо церкви San Francesco, вы попадете на Via Raffaello, где и находится одно из обязательных к посещению мест в Урбино.

Дом-музей Рафаэля в Урбино

Это Casa Raffaello – именно тот дом, где 6 апреля 1483 года родился великий Рафаэль Санти. Гениальный итальянский живописец провел здесь свое детство и юность, обучаясь у своего отца Джованни Санти, который в то время был придворным живописцем герцога Урбинского.

Сейчас Casa Raffaello – это дом-музей Рафаэля, где представлены полотна Джованни Санти; первая из знаменитых «Мадонн» Рафаэля, которую он написал еще будучи юношей, а также коллекция различных исторических предметов семьи XV в.

Памятник Рафаэлю и обзорные площадки

Памятник Рафаэлю на его родине в Урбино

Еще более изумительные виды вас ожидают, если пройдете чуть дальше на северо-запад вдоль крепостной стены параллельно улочке Via le Buozzi. Не доходя до укрепления Fortezza Albornoz в стене можно обнаружить небольшую калитку, ведущую к лестнице на земляной вал Parco della Resistenza. Именно оттуда открывается совершенно потрясающая панорама со всеми достопримечательностями Урбино.

Герцогский дворец и средневековые капеллы

Поднявшись по Via Barocci можно очутиться у средневековых капелл Oratorio di San Giovanni Battista и Oratorio di San Giuseppe, известных своими фресковыми росписями XVI в. А затем и выйти к главной достопримечательности Урбино – дворцу герцогов Урбинских.

Оратория св. Иоанна Крестителя поражает красотой своих фресковых росписей

На фоне потрясающего архитектурного ансамбля внутреннее убранство дворца нисколько не разочаровывает – великолепные фрески, собрание завораживающих своей искусностью скульптур, картинная галерея с произведениями эпохи Ренессанса – всем этим могут насладиться посетители дворца, заплатив за входной билет 4 Евро. Кстати, в настоящее время в Палаццо Дукале размещается и Национальная галерея региона Марке.

Палаццо Дукале – самая известная достопримечательность города Урбино

Кафедральный собор

Обязательно стоит посетить и Кафедральный собор – уникальное сооружение эпохи Ренессанса.

Первый собор был построен еще в раннем средневековье – в 1021 г. – и с тех пор несколько раз в корне менял свой облик. Сохранившийся до наших дней экстерьер собор приобрел на рубеже XVIII-XIX вв. Тогда комплекс был перестроен римским архитектором Джузеппе Вальдером после серьезных повреждений, полученных в ходе землетрясения 1781 года.

Кафедральный собор Урбино

Другие достопримечательности Урбино

Также, побывав в городе, нельзя пройти мимо таких достопримечательностей Урбино как:

  • Национальная галерея Марке с лучшей художественной коллекцией эпохи Возрождения в регионе,
  • Университета, известного далеко за пределами Урбино с 1506 г. Кстати благодаря университету, в учебный сезон население Урбино увеличивается почти вдвое.
  • церкви Св. Доминика, построенной в XIV в.
  • палаццо Одаси, где сейчас размещен Городской музей Урбино и дом Поэзии.

Праздник Festa del Duсa

Урбино интересен не только достопримечательностями, но и своими фестивалями. Самым значимым событием года является праздник Festa del Duсa. Это красочный костюмированный фестиваль, ключевой темой которого является реконструкция одной из самых громких военных побед в истории Урбино. Речь идет о событиях XV в/, когда войска герцога Федерико да Монтефельтро одержали победу над силами герцога Милана – Франческо Сфорца.

Праздник организовывается каждый год во второй половине августа. В эти дни в Урбино проводятся многочисленные танцевальные и театральные представления, организовываются открытые показы исторических фильмов, работают ярмарки на центральных площадях города. И все это с потрясающей визуальной составляющей и достоверным средневековым антуражем – костюмированные представления, бродячие музыканты, музыка давно ушедших эпох и множество всего самого интересного.

Масштабы и детализация реконструкции облика города XV века поражает воображение. Попав в Урбино именно в эти дни, вы сможете получить массу впечатлений от костюмированных представлений турниров и битв, посетить таверну в не только исторической, но и гастрономической реконструкции. Открытые ресторанные площадки предложат вам попробовать различные блюда, приготовленные в строгом соответствии подлинным рецептам эпохи Ренессанса.

Наконец, центральное событие праздника Festa del Duсa – это театрализованное костюмированное представление, реконструкция финальной битвы войск двух герцогов, в которой Федерико да Монтефельтро одержав славную победу, потеряв, правда, при этом правый глаз.

Photos by: Ad de Roij, Sailko, Sergio D’Afflitto, Diego Baglieri, Mattis, GueQuattro

Этот город, как никакой другой, связан с одним именем: с 1213 г. здесь у власти находился аристократический род Монтефельтро, в XV в. получивший герцогский титул. Герцог Федерико да Монтефельтро (1444 -1482) сделал Урбино идеальным ренессансным городом и одним из центров итальянского гуманизма. Построенный из кирпича город сохранился с тех пор в практически первозданном виде, а с 1998 г. он занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В XV в. здесь жили и творили такие художники, как Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Мелоццо да Форли и Джованни Санти, отец великого Рафаэля, уроженца Урбино (род. 1483). Друг Рафаэля Бальдассаре Кастильоне при дворе герцога Федерико писал свой трактат «О царедворце» («Il Libra del Cortegiano») - одно из знаменитых литературных произведений эпохи Возрождения, в котором автор описывает идеал гуманистически образованного «универсального человека».

Урбино - родина художника Рафаэля Санти, в доме его семьи ныне размещается музей. На одной из стен - приписываемая Рафаэлю фреска. Рафаэль повлиял даже на развитие майолики, которой спустя 500 лет по-прежнему славится его родной город.

Сегодня Урбино - провинциальный город, где жизнь сосредоточена вокруг основанного в 1506 г. университета и других учебных заведений; 20 тыс. студентов по численности превосходят количество жителей города (15 тыс. чел.).

Что посмотреть

Палаццо Дукале

Палаццо Дукале - Герцогский дворец - возвышается над Урбино. Дворец стал образцом для всех дворцов эпохи Возрождения, его обязательно стоит посетить, чтобы полюбоваться экспонатами одной из самых обширных коллекций живописи Возрождения. В палаццо располагается Национальная галерея Марке. Кажется вполне уместным, что герцог, построивший дворец, был легендарным кондотьером, однако Федерико II да Монтефельтро уважали во всей Европе как тонкого дипломата и искушенного покровителя искусств и литературы. К его двору собирались выдающиеся гуманисты, ученые и художники, такие как Пьеро делла Франческа. Его картина Бичевание Христа является одной из достопримечательностей галереи. Масштаб дворца не слишком очевиден при взгляде из города. В нем 500 комнат, а студиоло герцога - шедевр маркетри в стиле оптической иллюзии. Под дворцом расположен целый лабиринт переходов и пещер, где размещались помещения для слуг, кухни и конюшни.

Собор

К герцогскому дворцу примыкает собор. Его строительство, начатое одновременно с дворцом, закончилось в 1604 г. возведением купола. Во время землетрясения 1789 г. собор сильно пострадал и в 1789-1801 гг. был отстроен заново в стиле классицизма. Его внутреннее убранство украшают картины XVII-XVIII вв., в том числе произведения урбинского барочного живописца Федерико Бароччи (около 1535-1612). Из правого поперечного нефа можно попасть в музей собора. Стоит посмотреть также грот-молельню (Oratorio della Grotta) с гробницей Федерико Убальдо - сына последнего урбинского герцога. Вход - с левой стороны собора.

Сан-Доменико

На другой стороне Пьяцца-Ринашименто, украшенной в 1737 г. египетским обелиском, стоит бывшая доминиканская церковь Сан-Доменико, для которой в 1451 г. архитектором Мазо ди Бартоломео был создан ре-нессансный портал, украшенный терракотовой скульптурой Богоматери работы Луки делла Роббиа. Оригинал находится в Герцогском дворце. Средоточие городской жизни Урбино - Пьяцца-делла-Репубблика (площадь Республики), лежащая ниже дворца и собора. Ее ансамбль замыкает массивное здание Колледжо Раффаело начала XVIII в. Сегодня здесь размещен музей «Кабинет физики», где экспонируются старинные научные приборы. А чуть дальше, на Via Raffaello, стоит дом, в котором появился на свет и прожил первые десять лет жизни Рафаэль. В конце узкой Via Barocci, отходящей от Пьяцца-делла-Репубблика, расположены часовни святых Иосифа и Иоанна Крестителя - Oratorio di San Giuseppe и Oratorio di San Giovanni. В одной из них можно увидеть скульптурную композицию работы Федерико Брандани (XVI в.), изображающую Рождество Иисуса Христа, в другой - великолепные фрески Лоренцо и Якопо Салимбени, завершенные к 1416 г.

Ущелье Фурло

Примерно в 20 км юго-восточнее Урбино, между Калмаццо и Аква-ланьей находится ущелье Фурло с впечатляющими отвесными стенами. В самом узком месте ущелья находится туннель длиной 37 м. По нему проходит одна из древнеримских дорог - Via Flaminia (Фламиниева дорога). Надпись перед входом гласит, что проложен туннель был в 76 г. н.э. при императоре Веспасиане. Рядом - Малый туннель, построенный консулом Фламинием в 217 г. до н.э.

Город Урбино - один из интереснейших городов центральной Италии, расположенный в районе Марке и в 30 км от Адриатического моря. В XV веке Италия была разъединенной на несколько государств, и правитель каждого из них старался выделиться и превзойти другого. Так, благодаря стараниям герцога Федерико да Монтефельтро Урбино превратился в тот город, который видят сейчас туристы.

Город Урбино: история и современность

Семейству Монтефельтро территория принадлежала еще с XIII века, но только герцог Федерико, правящий с 1444 по 1482 гг. заложил основы современного города. Тяга герцога к искусству и его желание построить идеальный город вылилось в грандиозное строительство. Архитекторы и художники были приглашены со всей Европы. А обустройство герцогского дворца Дукале стало эталоном для многих европейских домов. Дело герцога продолжил его сын. Он построил университет, в котором до сих пор обучаются студенты.

В 20-х гг. XVII в. эти владения перешли в руки Папы Урбана VIII, а в 60-х XIX века вошли в состав объединенной Италии.

Урбино располагается на вершине холма и является самым популярным у туристов городом в районе Марке, олицетворяющим эпоху Возрождения. Его архитектурные памятники занесены в список ЮНЕСКО. Город наполнен духом Средневековья. Этому ощущению способствуют узкие мощеные улочки и коричневая гамма цветов. Все постройки выполнены из кирпича и сохранили свой первозданный вид. Атмосферу прошлого нарушает только современная парковка автомобилей у подножия холма.

С Урбино связано много имен талантливых писателей и художников:

  • Паоло Уччелло;
  • Пьеро делла Францеска;
  • Мелоццо да Форли;
  • Джованни Санти;
  • Бальдассаре Кастильоне;
  • Рафаэль Санти.

Сегодняшний Урбино - провинциальный городок, вся жизнь которого вертится вокруг университета, построенного ещё в 1506 г. Причем количество студентов в университете превышает численность самих жителей города.

Урбино–Италия–достопримечательности

Большинство экскурсий по городу начинаются с площади Борго Меркатале, расположенной рядом с автовокзалом. На площади разместился информационный центр, где можно бесплатно получить карту города для самостоятельного знакомства с достопримечательностями. Далее следует площадь Республики, пройдя которую, туристы сворачивают на улицу Рафаэля. Здесь расположен дом-музей знаменитого художника и его памятник, установленный на панорамной площадке. Отсюда открывается захватывающий вид на окрестные горы. Замечательные пейзажи открываются и со смотровой площадки на земляном валу - Parco della Resistenza.

Палаццо Дукале

Дворец герцога Федерико является образцом архитектуры Возрождения и хранилищем многочисленных произведений искусства. Он задумывался им и как крепость и как здание, украшающее поселение и радующее глаз местных жителей. Поэтому палаццо было возведено на высокой скале, чем и было защищено от внешней угрозы.

Многие экспонаты, выставленные во дворце, собирал сам Федерико. Одной из достопримечательностей Национальной галереи Марке, расположенной тут же, является картина « Бичевание Христа». Произведение принадлежит кисти Пьеро делла Францеска, жившего при дворце. Жемчужиной коллекции считаются работы Тициана: «Тайная вечеря» и «Воскресение».

Палаццо Дукале состоит из 500 комнат, наиболее интересной из них считается кабинет (студиоло) самого герцога, относящийся к шедеврам деревянной мозаики. В студиоло размером 12 кв. м полки, скамьи стены инкрустированы деревом по дереву в так называемой технике интарсии. По всему кабинету развешены портреты исторических деятелей и выдающихся современников герцога. Фотографировать и снимать видео во дворце запрещается.

Дукале - это не только наземные постройки, он как айсберг всю мощь хранит под землей, где расположились многочисленные лабиринты кабинетов, коридоров, помещений для слуг. Здесь же находятся две часовни: одна христианская, вторая языческая. Подземелье замка было открыто для туристов только с 1985 года. До этого момента во дворце находились городские архивы, различные конторы.

Дом Рафаэля

В известность Урбино, как культурного центра, бесспорно, внес тот факт, что в этом городе родился гениальный художник Рафаэль. В честь него названа улица via Raffaello. Здесь расположен внешне ничем не приметный трехэтажный дом под номером 57, в котором художник прожил до 17 лет. Сейчас в этом доме музей Рафаэля, о чем свидетельствует памятная доска и красочная вывеска, не дающая туристам пройти мимо.

Первый этаж оформлен в стиле конца XV века, но мебели и других предметов интерьера самой семьи Санти не сохранилось. В доме собраны работы Джованни Санти и репродукции работ Рафаэля.

На верхних этажах выставлены коллекции монет, книг, керамических изделий. Вход в дом Рафаэля платный. Стоимость взрослого билета составляет 3, детского − 1 евро.

Собор Успения Пресвятой Девы Марии

Кафедральный собор, который привыкли видеть современники, претерпел немало изменений. По приказу Федерико он заменил церковь постройки начала XI века. Его возведение растянулось более чем на два столетия и сейчас можно рассмотреть эти вехи строительства. Фасад собора украшают семь статуй, одна из которых посвящена покровителю города святому Кресчентино. Современный облик собор приобрел в 1801 г., когда был перестроен в стиле неоклассицизма после землетрясения.

Внутренне убранство собора выполнено в традиционном для католических церквей стиле.

Оратория Святого Иоанна Крестителя

Маленькая церковь, построенная в XIV веке, когда-то служила приютом для больных и паломников. Сложно догадаться, что эта очень простая с виду церковь таит в себе великолепное внутренне убранство. Роспись на стенах оратории принадлежит братьям Салимбени. Она изображает Мадонну, Иоанна Крестителя, Распятие Христа. Эти фрески очень больших размеров, с обилием персонажей, красок, сценок из жизни. Чтобы рассмотреть и проанализировать сюжет понадобится немало времени. Специально для этого в центре церкви стоят скамейки и продаются буклеты с детальным описанием и значением каждой символичной фигуры.

Крепость Рокка ди Альборнос

Укрепленное здание возвышается над городом еще с XIV века и носит имя кардинала Альборноса, реконструировавшего его. Местные жители называют крепость Ла Фортецца. Строение не раз за многовековую историю меняло внешний облик. Сейчас это квадратной формы башня, окруженная земляными валами. Внутри расположен музей военного оружия XV века. Туристы посещают крепость не только из-за старинных оборонительных конструкций, но и из-за панорамы, открывающейся со смотровой площадки.

Как добраться

В Урбино нет железнодорожного вокзала. Туда можно добраться на автобусе от ближайших станций в Пезаро и Фано, расположенных на побережье. Кроме воскресенья оттуда идут автобусы по четырем маршрутам, соединяющие Рим и Урбино. Время в пути займет около часа, стоимость проездного билета составляет от 5 до 8 евро.

Путешествуя на собственном автомобиле или взятом на прокат, следует знать, что въехать в Урбино не получится. Машину нужно будет оставлять на парковке. Оттуда до центра курсируют такси и автобусы.

Идеальный город ещё с уроков истории у меня прочно ассоциировался с «Городом-солнце» Томмазо Компанеллы. Но учитывая, что идеальным у него было общество, где женщины (заметте опять женщины, а не мужчины) были общими, а дети после первых месяцев грудного вскармливания, передавались в общественное ведение, при этом полностью отрываясь от родителей. Когда женщине за накрашенные губы и высокий каблук полагалась смертная казнь, а приводить приговор в исполнение должны были все жители города (растерзание на мелкие части что-ли) то, как у собаки Павлова на еду возникало слюноотделение, то и у меня на словосочетание «идеальный город» возникал безусловный, но противоположный собакиному — рвотный рефлекс.

Каков же было мое удивление, когда я узнала, что идеальный город-таки был построен. К счастью случилось это за 150 лет до написания пресловутого «триллера-утопии» Компанеллы, что исключало узаконивание в нем безобразий, описанных писателем, по совместительству, на минуточку, священником.

Город построил солдат. Нет, он конечно не был рядовым пехотинцем или лучником. Он был и графом, а потом стал и герцогом, но не смотря на свои титулы, он оставался всегда военным человеком — кондотьером. Герцог Урбино — Федериго да Монтефельтро, незаконный сын Гвидантонио — правителя Урбино, но еще не герцога, наследовал владения отца лишь после смерти сводного брата, законного сына — Оддантонио. Большую часть свой жизни в чине законного правителя, он выплачивал долги, которые его сводный брат наделал лишь за год своего правления.

Небольшое отступление — финансовое. Как-то раз то-ли венецианцы, то-ли флорентийцы предлагали Монтефельтро отступного в размере 80 тыс.дукатов за неучастие в сражении, неустойку так сказать. Тогда как годовой доход банка Медичи по тем временам составлял лишь 20 тысяч дукатов в год. Это чтобы размер «зарплат» кондотьеров был вам понятен. И еще понятно на какие шиши они могли возводить замки и города подобные Урбино.

15


Этот человек, с профилем исчезнувшей австралийской птицы додо, успел послужить и миланцам, и флорентийцам, и неаполитанцам, и папе. Институт кондотьеров очень часто принимают за эдакую свору разбойников, за деньги готовых воевать хоть родину-мать. Но по большому счету — это были топ-менеджеры военного дела. Как говорится, «ничего личного, только бизнес». Подлецов среди них было, учитывая сферу деятельности, не меряно, но попадались и порядочные люди.

7


Верблюд - это современная композиция перед палаццо Дукале в Урбино. А портрет Федериго и его сына Гвидобальдо из галереи Марко, в палаццо находящейся. Художник Pedro Berruguete (1476 год).

Федериго был из таких, порядочных. Его войско было ему всегда лояльно. Он заботился о семьях погибших солдат, выдавая дочерям, оставшимся сиротами, приданое. В периоды, когда не воевал, он не сидел за высокими заборами, запросто гуляя по городу без охраны. Собирал рукописные книги, был меценатом, ему даже титул присвоили «Светоч Италии». И еще он строил город — свой идеальный город — город Урбино.

1 из 2

Когда я ехала в Италию в этот раз, уже немного поднаторев в пользовании своим фотоаппаратом, я прям вся измечталась-испросилась, чтобы послали мне погоду с тучками (но без дождя разумеется), при которых виды получаются нууу очень живописные. И таки в Урбино, город, который я хотела посмотреть больше всего из этого моего вояжа, тучки на небе плавали очень красочные.

1 из 2

Пересев в Пезаро из поезда в автобус, мы покатили в сторону Урбино. (Билет стоил 3,70 евро. Лучше брать сразу в оба конца. Там же вам выдадут расписание.). Автобус оказался не абы какой, а двух-этажный, с панорамным окном на втором этаже. В автобуе кроме меня ехало ещё человек 5, а наверху, куда я неприминула забраться, сидел лишь один дядечка. Видимо ему эта дорога была известна, как его 5 пальцев и он просто читал книжку. Я же выпучила глазки, достала из сумки фотоаппарат и приготовилась. Но, как это часто получается, пока ты разеваешь рот на какой-то распрекрасный вид за окном, автобус уже унес тебя за сотню метров от него и снять что-то более-или-не менее приличное не получилось. Зато я видела, как тренируются велосипедные команды перед Джиро де Италия . И команду Астаны в небесно голубых, как дамское стародавнее исподнее, костюмах видела.

9


Снято из окна автобуса.

Ехали мы не долго, не коротко, а минут 40. При подъезде к Урбино дорога петляла змеей и город, стоящий на двух холмах: Метауро и Фолья, то появлялся, то исчезал, как пустынный мираж. Именно этим холмам Урбино и обязан своим названием, переводимым, как «Двойной город» — «Урбе бина».

15


Снято из окна автобуса.

Прибывает автобус к воротам Волбона на Borgo Mercatale.

От них довольно круто вверх идет очень узнаваемая, типично итальянская улица via G.Mazzini, очень похожая на улицу Пиньолио, например, что в Нижнем Бергамо .

9


Выходит улица на площадь Республики, которая, республика в смысле, звучит на всех европейских языках почти одинаково, а вот площади её имени выглядят по разному. Урбинская выглядит таким образом.

5


Площадь Республики с неработающим фонтаном и порталом XVI века церкви св.Франциска.

А теперь расскажу, куда это я так резво зашагала, даже не зайдя по дороге в дом-музей Рафаэля, расположенный на улице его же имени. Про Рафаэля рассказ будет ниже. А я все ползу и ползу наверх по удице Рафаэля и доползаю до площади с памятником все ему же — Рафаэлю.

12


Памятник Рафаэлю 1897 года.

Памятник воздвигли благодарные потомки в самом конце Х!Х века. А эти мелкие, надо полагать, сами потомки и есть. Правда потомки этих потомков зачем-то почти все пипки херувимам поотбивали. На память что-ли?

10


Деталь памятника Рафаэлю.

Вокруг памятника Рафаэлю стоят бюсты знаменитых урбинцев. Там и папе рафаэлескому — Джованни бюст стоит и Браманте — уроженцу Урбино. Именем Браманте в городе тоже улицу назвали. Только она покороче и отходит вправо от улицы Рафаэля, если стоять к памятнику лицом. Запомните эту улицу, она нам в конце прогулки очень пригодится. Браманте очень похож на бабуина, о чем я сразу же подумала, увидав его бюст. И чуть-чуть зазевавшись, тут же, после этой мысли, споткнулась о брамантовский постамент. Вот ведь, говорили очевидцы, что архитектор обладал неуживчивым и склочным характером.

День был субботний. На площади перед памятником развернул кибитки с нехитрым скарбом передвижной рынок. Зеленушка, пижамки, всякая мелочевка. Приезжих никого, местные ходят, покупают. Полицейские снуют между рядами и покупателями. Вот к одному из них я и обратилась с вопросом:

— А как, друг мой любезный, итальянский полицейский, найти мне необыкновенной красоты вид на палаццо Дукале? — и полицейский мне ответил:

— А иди ты, девица синьора-красавица, вот туда!

И ручкой мне направление указал. А я вам сейчас это направление словами опишу. Ничего неприличного в его жесте не было и в моих словах тоже, разумеется, не будет.

Встаньте спиной к памятнику, пройдите несколько шагов вперед, как бы возвращаясь по ул. Рафаэля. Увидите на углу, справа маленькую церковь degli Scalzi, за нее заходит улица via dei Maceri (название улицы на карте у меня написано так мелко, что ручаюсь только за первые 4 буквы, две последние не вижу четко, но вроде такие). Пройдите вниз несколько десятков метров, не забывая поглядывать на открывающиеся за каждым поворотом обалденные виды,

28


и выйдите к крепости Альборноса. И вот там будет вам счастье, как было оно дано мне.

17


Сказать, что от этого вида захватывает дух — это не сказать ничего. Дом, который построил Федериго, как огромный муравейник. Но в этом хаосе кирпичей четко прослеживается гармония и перспектива, основы которой именно здесь, при дворце урбинского герцога разрабатывал Пьеро делла Франческа.

13


Строительство дворца началось в середине 15 века. Своеобразие композиции комплекса в Урбино обусловлено двойственным назначением дворца, который должен был одновременно служить и укрепленной княжеской резиденцией, и, в то же время, роскошным дворцом гуманиста и мецената. Первым архитектором здания стал флорентинец Масо ди Бартоломео, создавший план нового дворца.

Кому интересно, тот про строительство дворца, которое длилось почти 100 лет почитает, статей на эту тему не мало. А тот, кто увидит это чудо воочию, напрочь забудет все цифры, имена и даты и просто будет смотреть. А потом начнет фотографировать, ничего вокруг при этом не замечая.

Вот и я, ничего не замечая, первый раз за всю свою жизнь, замшевым сапогом вляпалась в свежую, нежно желтого цвета, большую, собачью кучку. Вот в аккурат под этим деревцом.

12


Надо сказать, что итальянцы не утруждают себя сбором «собачьих неожиданностей», но дворники там работают хорошо и улицы выглядят вполне пристойно. Здесь же была не улица, а лужок, на котором резвились виновники потенциальных кучек. Эта парочка так упоительно носилась друг за другом, что смотреть на них было не меньшим наслаждением, чем на палаццо.

1 из 2

Часа полтора я провела запечатлевая дворец на все виды памяти, как фотографической, так и своей личной. Но при этом все время думала, а как бы мне за заборчик, которым огорожена стройка, отделяющая крепость Альборноса от палаццо, перелезть. Стройка, кстати, идет не первый год, судя по фотографиям, сделанных другими гражданами и в другие годы. И я таки дырочку нашла. А поскольку день был выходной, то грубого слова мне никто не сказал. Но нового я там для себя ничего не обнаружила. Еще пару раз щелкнула для порядку, вздохнула, что вот так приходится уходить, а не хочется, а надо!

8


Вот в аккурат у этих самых ворот я на эту стройку десятилетия и пролезла. А еще под крылом у этого "орЁла" была дивная паутина с паучком. Но мой фотоаппарат оказался к паучьей красоте нечувствительным.

Ой, забыла совсем! А виды-то на окрестности. Ослепительные виды! Полюбуйтесь.

1 из 3

Пора было начинать осматривать город, ведь видом единым сыт не будешь. Палаццо Дукале подмигивало мне при каждом повороте узких, кривых улочек Урбино.

15


Ораторио сан Джиованни.

Мало того, что улочки были кривые и узкие, так они ещё то поднимаются, то опускаются. А шла я к дому Рафаэля, стараясь в этих краснокирпичных хитросплетениях не потеряться. И, конечно же, заплутала. По дороге попадались ресторанчики, буквально затерянные в малюсеньких переулках. Как их люди находят-то. И народу там мало—мало. И вдруг я наткнулась на церковку. Висит на ней плакат «Ораторио Сан Джиованни». Причем площадка перед ораторией этой пустынна и не известно открыта она или нет. И, о чудо, оттуда вышли люди.

11


Ораторио Сан Джиованни и фреска из этой церкви.

— А почему чудо? — спросите вы,

— А потому что, если бы люди оттуда не вышли, то я бы за ручку двери не подергала и внутрь бы не зашла. И много бы потеряла. Ооочень много. За неприметным фасадом началы двадцатого века, перестроенным по проекту Диомеда Каталуччи, скрывается совершенное сокровище.

Малюсенькая церковь, построенная в 1365-м году и расписанная братьми Лоренцо и Джакопо Салимбени в ХV веке, служила когда-то пристанищем для паломников и больных. Она, как вывернутая на изнанку парчовая руковица. Вся её красота скрыта внутри.

Краски настолько яркие, будто их наносили вчера. Понятно, что реставраторы потрудились на славу, но ощущение того, что создатели фресок на минуту вышли, только что завершив работу, просто витает в воздуже этой шкатулки, у которой расписаны внутренние стенки.

Удовольствие лицезреть это все не бесплатное. Билет — 2.50 евро. Но что там деньги, когда эта неожиданная красота просто оглушет. И стоишь пораженная и ошарашенная увиденным чудом. Если что, не пропустите. Постарайтесь найти эту церковь в паутине урбинских улиц.

К Рафаэлю.

То, что Рафаэль Санти родился в Урбино понятно даже исходя из версии одного из его имен — Рафаэль Урбинский (1483-1520). Папа Рафы служил художником при дворе Федериго и если говорят, что «природа на детях отдыхает», то в данном случае отдыхала она на папе, видимо набираясь сил, чтобы родить такое чудо, как Рафаэль. Потеряв в 8 лет нежно любящую мать, а в 11 отца, в 16 он уезжает учиться живописи у Перуджино, который жил в городе Перуджа!

13


Скульптура юного Рафаэля из дома-музея в Урбино. Автора не помню, а табличку забыла сфотографировать.

Где-то читала, что жила семья Санти в невыносимой тесноте. Я не знаю, каковы у писавшего эти строки понятия о тесноте, но по моим московско-израильским меркам, домик был вполне себе пристойный, просторный и этажа на 3. Приобрел его Джованни в 1460-м году, когда поступил на службу к Федериго. Чтобы вам легче было его найти, хотя он находится, практически, на углу площади Республики и улицы Рафаэля, по левой стороне, дам в помощь ориентир — бывшая больница Оспетаре дела Мизеркордия.

4


Портик бывшей больницы Оспетале дела Мизеркордия и картина Джованни Санти "Святой Себастьян", хранящаяся в доме-музее Рафаэля.

Я мемориальные музеи посещаю редко, зная, что как правило от знаменитости, в ней жившей, мало что осталось. А в данном случае, за 6 столетий, так и совсем ничего. Может только стены. В принципе, я не ошиблась в своих суждениях. В музее (Вход стоит 3 евро. Билет покупала в открыточном киоске справа от входа уже в вестибюле музея) полно всякой всячины: реконструкция черепа Рафаэля, копии его портретов и автопортретов, пару папиных работ, немного керамики фривольно-садистского толка, да, по большому счету и все. Но была у меня там конкретная цель — мадонна, которую, по некоторым источникам написал по сырой штукатурке юный Рафаэль, а по последним данным — это работа его отца.

Спорить с экспертами-специалистами дохлый номер, но по мне — это работа Рафаэля. Да и в самом музее рядом с фреской написано, что это его произведение. Сейчас покажу пару работ папы Джованни из галереи Марке, которая находится в палаццо Дукале. Вот они.

5


Мадонны Джованни Санти из галереи Марке.

А сейчас посмотрите на фреску мадонны из дома Рафаэля.

Сравните её с его ранней, 1502 года « Мадонной Конестабиле.»

Фоном этой «Мадонне», хранящейся в Эрмитаже и чудом не проданной в советские времена, служат виды Урбино. По-моему, фреска и «Мадонна Конестабиле» ближе и композиционно, и по настроению. Но утверждать с пеной у рта не буду. Джованни обожал свою жену, и кто знает, может в порыве этого чувства он и создал самое возвышенное свое произведение, так и лучащееся светом и любовью. Фотографировать в музее нельзя. Но то-ли из-за субботы, то-ли ещё по какой причине, никаких надсмотрщиков в комнатах не было, да и посетителей кроме меня тоже. Поэтому я фотографировала почти не таясь.

То, что жители Урбино используют образ художника в корыстных целях, это как бы и ежу понятно. Они не хуже зальцбуржцев, которые и едят Моцарта, и пьют его, и рестораны, и гостиницы его именем называют. Гостиницу с именем художника я нечаянно обнаружила,

15


а ресторана нет. Но ресторан под названием «Форнарина», на via G.Mazzini, мне попался. Ресторан по раннему времени суток был закрыт и я не поняла, или там девицы, столь легкомысленно одетые, еду подают, или еще какие услуги оказывают? Ну, думать надо, такую вывеску вешать. Тем более, что Форнарину Рафаэль писал и в гораздо более прикрытом виде.

2


Ресторанчик на улице Via G.Mazzini.

А я по улице via Vittorio Veneto, отходящей с другой стороны площади Республики пошла к Урбинскому Дуомо и палаццо Дукале, где расположена галлерея Марке.

5


Виа Витторио Венетто с колонной, на которой святой Георгий опять убивает бедного змея!

Дуомо своим белым, неоклассическим фасадом очень выбивался из общей, песочной гаммы, но сказать, что вызывал отторжение, я не могу. Может быть как раз на контрасте с кирпичными палаццо Дукале и готической церковью святого Доменика он смотрелся совсем не плохо. Другое дело, сколько я таких фасадов повидала.

1 из 2

Урбинский дуомо на площадь Федериго.Неоклассический фасад Дуомо из фурлийского камня украшен пятью статуями на фронтоне, три статуи представляют христианские добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), на скатах крыши расположены статуи святого Августина (слева) и святого Иоанна Златоуста (справа). Еще две статуи (покровитель города святой Кресцентин и блаженный Майнардо) размещаются по сторонам парадной лестницы. Под фронтоном надпись со словами благодарности Урбинскому университету, профинансировавшему работы по строительству крыши.

Поэтому заскочив на минуточку в Дуомо, я направилась в галерею Марке, которая квартирует в доме Федериго.

Палаццо Дукале и приютившаяся там галерея Марке.

7


Парадный внутренний дворик палаццо Дукале(«Cortile dOnore», «двор славы»)

Между колоннами метался огромный мужик и что-то нечленораздельно вскрикивал.

— Сумасшедший, — подумала я, прячась за колонной. Среди мешанины его слов я вычленила пару русских слов.

— Русский сумасшедший. Стендалева болезнь, — опять подумала я, плотнее вжимаясь в колонну. А потом по стеночке, по стеночке, пытаясь не встретиться с мужиком глазами, пошла осматривать гигантские изразцы, ранее украшавшие дворец герцога.

3


И тут опять в эту мою тихую и умиротворенную пасторальность ворвался тот же дядька, но уже в сопровождении двух дам, выглядевших в точности, как женщины, описаные поэтом Некрасовым. Вот приблизительно таких статей, как эта Мадонна.

8


Картина из собрания галереи Марке 15 века. Художника не помню.

Как же мужичок жаловался и причитал, что его эти бессовестные бабы бросили и не подождали, а он их битый час бегает ищет. Не смотря на то, что орал он сообразно своему росту и весу, мне его стало даже как-то по-матерински жалко. Такой большой и такой потеряный. А супруга гладила его по темечку и тихонько утешала.

На этой счастливой ноте, когда «ищущий да обрящет», я, заплатив 5 евро, пошла смотреть на экспозицию. Хоть 5 евро и не большие деньги, но собрание не тянуло даже на них. Когда род Федериго прервался, в начале ХVI века, Урбино перешел во владение семейства делла Ровере, которые начали разграбление сокровищ дворца. А уже в 1626-м году, когда папа Урбане VIII окончательно прибрал Урбино к рукам, то ручеек превратился в полноводную реку. А уж наполеоновские войска выгребли все под чистую.

Даже со стен соскоблили все, что смогли. Правда несколько очень интересных экспонатов там все же имеется. Например, картина Рафаэля «La Muta» — Немая, в которой он то-ли подражает леонардовской Джоконде, то-ли спорит с Да Винчи. Но она мне очень нравится. Картина, кстати, совсем недавно там появилась. Только в начале этого века. Его передали из галереи Уффицци. Думаю, чтобы восстановить хоть какую-то справедливость. Из рафаэлевского там есть еще маленькая картинка — св. Катерина.

7


"La Muta" - Немая. Картина Рафаэля Санти из собрания Марке, переданная ей галереей Уффици.

5


"Бичевание Христа".

а во-вторых «Сенигальская Мадонна», которая не смотря на довольно экзотические лица самой Богоматери, младенца-Спасителя и остальных действующих лиц, никакого отношения к государству в Северной Африке-СенЕгалу не имеет. А имеет к городку Сенигалья, который Федериго де Монтефельтро подарил своей дочери в виде приданного, как и картину. Знающие люди говорят, что делла Франческа здесь подражал Византийским иконам.

3


"Сенигальская Мадонна".

Вот пожалуй самые яркие впечатления от галереи Марке. Замерзла я там жутко. Первый раз за больше, чем 2 десятилетия, я вспомнила, что такое, когда не чувствуешь пальцев ног. Вышла на свежий воздух. Солнышко припекало.

Один из важнейших центров эпохи Возрождения, исторический центр которого находится под охраной ЮНЕСКО.
Урбино был основан римлянами под именем Урвинум Метауренсе. Большое значение город приобрел в VI в., тогда власть над переходило из рук готов к Византии, затем лангобардам, а потом франкам. До 1200 года город был свободной коммуной.
В ходе борьбы между гвельфами и гибеллинами, Урбино был на стороне гибеллинов.
Историки выделяют отдельный период развития Урбино с 1444 по 1482 гг., когда Синьорией управлял Федериго да Монтефельтро. Федерико – предводитель наемного войска, дипломат, покровитель искусства и литературы. Он провел реконструкцию города, в ходе которой стал современным, удобным и красивым, отвечавшим идеи «идеального города» эпохи Возрождения. Это был период процветания для .
В 1502 г. к власти пришел Цезарь Борджиа.
Урбино был присоединен к папской области. В это время начался упадок города, который продолжался до XVII в.
В конце XVIII в. заняли войска Наполеона, во время которой были вывезены многие художественные ценности.
В начале XIX в. в стали возводиться новые здания, в том числе был построен Кафедральный собор.
В 1860 г. город вошел в состав объединенной Италии .

Расположен на двух крутых холмах, здесь не найти горизонтально расположенных улиц и широких проспектов, крутые подъемы сменяются обрывистыми спусками. Узкие улицы, вымощенные булыжниками, окружены старинными дворцами с каменными стенами и небольшими окошками.

Урбино. Марке.

Урбино называют идеальным городом эпохи Возрождения. «Идеальный город» - это термин, означающий город-мечту, созданный человеком для своего удобства и красоты. И хотя возвести полностью идеальный город так и не удалось в реальной жизни, был очень близок к этому.
В историческую часть ведет улица via Aurelio Saffi, хотя вернее сказать не ведет, а поднимает. Это одна из самых крутых улиц города, которая взбирается на холм почти вертикально.


Урбино. Марке.

Via Aurelio Saffi – кардо древнеримского города, она пересекает с севера на юг и заканчивается на площади piazza Rinascimento.
Но сначала улица приводит на Piazza Duca Federico , это маленькая площадь - сердце , где находятся основные постройки города.
Герцогский дворец – Палаццо Дукале , является ярким примером архитектуры Возрождения и одной из самых красивых построек города. Сейчас здесь размещается Национальная галерея Марке.


Урбино. Марке.

Федериго да Монтефельтро решительностью, коварством и острым умом проложил себе дорогу к власти, с ним считались все без исключения, а народ любил его. При этом Федериго был человеком утонченным, ценителем искусства и прекрасного. Решив сделать из «идеальный город» Возрождения, он расширил и перестроил небольшой замок. С этой целью были приглашены лучшие мастера своего времени – Пьеро делла Франческа, Лука Пачоли, Джорджо Мартини, Лучано Лаурана, Паоло Уччелло. Строительство нового дворца началось в 1454 году, оно состояло из нескольких фаз под управлением разных архитекторов, несмотря на то, что дворец не был закончен, он является одним из самых красивых зданий эпохи Возрождения в Италии.
К дворцу примыкают герцогские конюшни , которые вмещали 300 лошадей. Рядом находится Винтовая лестница. И то и другое работа архитектора Франческо ди Джорджио Мартини. Лестница была выполнена по приказу герцога Федериго III да Монтефельтро во второй половине XV в. и соединяла дворец с конюшней. В XIX в. над винтовой лестницей был надстроен театр Санцио по проекту Винченцо Гинелли.


Урбино. Марке.

Рядом находится Кафедральный собор , выполненный в неоклассическом стиле архитектором Джузеппе Валадьер в XVIII-XIX вв. после того, как он был разрушен землетрясением в 1789 году.


Урбино. Марке.

Перед герцогским дворцом распложена церковь Святого Доменика , возведенная в XIV в. , но перестроенная в 1729 г. В итоге церковь представляет смесь двух стилей – готики и ренессанса. Когда-то церковь принадлежала монастырю, но во второй половине XIX в. монастырь сломали.
Продолжим путь по Via Vittorio Veneto . Это одна из главных улиц исторического центра , которая соединяет две площади: piazza Duca Federico и piazza della Repubblica, т.е. политический и экономический центр города.
Площадь piazza della Repubblica имеет трапециевидную форму, современный вид она приобрела в XIX в. От площади расходятся пять улиц: via Raffaello, via Battisti, via Veneto, via Mazzini и Corso Garibaldi. В центре площади находится фонтан, выполненный по проекту Диомеде Калалуччи в 1927 году. Раньше на площади находился городской рынок.


Урбино. Марке.

На Via Giuseppe Mazzini находятся одни из самых красивых зданий .
Via Raffaello круто поднимается вверх, на ней под номером 57 расположен дом, где родился всемирно известный художник Рафаэль Санти в 1483 году. Здесь можно полюбоваться фреской молодого художника и картинами его отца Джованни Санти.

Похожие публикации