Компьютерные игры в дошкольном учреждении. Информационно-компьютерные технологии как метод обучения дошкольников Занятие «Собери картинку»

Современное образование и досуг детей невозможно представить без применения компьютерных средств. С каждым годом все больше детей дошкольного возраста . Недавние исследования показали, что около 40% детей в возрасте до двух лет уже играли в игры на планшете, а для детей от двух до восьми лет эта цифра еще выше — 72%. Некоторые родители покупают планшеты своим детям, которым не исполнилось еще и года.

Влияние компьютерных технологий (планшетов) на здоровье ребенка

Роль гаджетов как средств познания мира стремительно растет. Электронные средства обучения, обладая явным преимуществом перед традиционными, влияющим на развитие творческого потенциала детей.

Скачать книгу «Информатизация ОУ»
Скачать бесплатно в.pdf

Электронный планшет или планшетный компьютер (от англ. — «tablet computer») — мобильное устройство с сенсорным экраном, т. е. им можно управлять прикосновениями руки или стилуса (стержня).

Типы электронных планшетов: планшетный персональный компьютер, интернет-планшет, мобильное интернет-устройство, электронная книга с сенсорным экраном и др.

При этом гаджеты могут и негативно влиять на здоровье дошкольников. Приобщение детей к работе на электронных планшетах врачи считают серьезным фактором риска нарушения детского здоровья. Важен и психологический аспект применения компьютерных технологий детьми, поскольку дошкольный возраст во многом является ключевым для когнитивного и социального развития. Психологи и педагогические работники указывают на опасные последствия психологического характера, связанные с активным вторжением во внутренний мир ребенка искусственных, иллюзорных впечатлений от виртуальной реальности.

Как и в отношении других технических средств обучения, интеграция подобных гаджетов в образовательный процесс должна осуществляться только при подтверждении их безопасности для здоровья детей и с учетом обоснованных гигиенических рекомендаций по их использованию. Это требование зафиксировано в п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Для предупреждения возможного негативного влияния электронных средств обучения на здоровье и развитие детского организма работники детских садов должны знать особенности воздействия этих средств на функциональное состояние, работоспособность и здоровье ребенка; соблюдать гигиенические требования к их эксплуатации и, что очень важно, формировать у детей навыки безопасного использования гаджетов.

О влиянии гаджетов на социализацию детей дошкольного возраста см.: Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2015. № 7.

Гигиеническая оценка использования компьютерной технологи в ДОУ

В настоящее время практически отсутствуют медицинские исследования, которые дают научное обоснование того, как без ущерба для здоровья применение компьютерные технологии в занятиях дошкольников.

Для того чтобы восполнить этот пробел, специалисты лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «Научный центр здоровья детей» РАМН (далее — лаборатория гигиены обучения и воспитания детей и подростков) провели гигиеническую оценку использования гаджетов с размером экрана 10 дюймов на развивающих игровых занятиях в одном из детских садов г. Москвы.

Идея эксплуатации планшетов для детского сада появилась еще в начале ХХ в. Своеобразная технологическая революция в образовании началась в 1930-е гг. в США с разработки первых программ аудиовизуального обучения.

Для наблюдения были отобраны две группы детей, в каждой из которой по 22 дошкольника 6-7 лет. В одной группе ежедневно на одном из занятий применялись электронные планшеты для детского сада, в другой группе (контрольной) занятия проводились без них. Общая продолжительность занятий составляла 30 мин, при этом время работы с техническими средствами в свободном темпе не превышало 10 мин. Содержание развивающих интерактивных игр для дошкольников на планшете соответствовало тематике занятий. На занятиях использовался комплект, состоящий из 50 развивающих игровых программ, предназначенных для дошкольников 5-7 лет и направленных на развитие речи, математических представлений, расширение познаний об окружающем мире и др.

В каждой группе была проведена оценка 30 уроков. Работа в группах проходили в одно и то же время (одномоментно). На проведение исследований были получены информированные согласия родителей детей.

Прежде всего, в ходе исследования проводилась экспертная оценка оформления детских компьютерных игр, которая показала, что яркостные характеристики электронных страниц, спектр цветовых решений изображения, форма и размер шрифта, цвет знаков и фона выполнены с учетом возраста детей и особенностей их зрительного восприятия. По мнению специалистов лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков достоинствами оцениваемых игровых развивающих программ являются:

отсутствие временных ограничений (работа в свободном темпе, нет требований к объему выполненной работы); интерактивный характер развивающих программ (дошкольник моментально получает доброжелательный ответ на выполненное задание); соответствие содержания игр тематике занятий и возрасту детей.

Условия освещения на рабочих местах детей в помещении детского сада, где проходили занятия, соответствовали нормативным требованиям, столы и стулья — ростовым показателям детей.

Гигиеническая оценка влияния работы с гаджетами на дошкольников 6-7 лет показала, что использование развивающих электронных игр на устройствах с продолжительностью 10 мин не вызывает более сильного утомления по сравнению с занятиями, проводимыми традиционным образом. Благодаря образной, динамичной, яркой и адекватной возрасту и психологическим особенностям детей подаче информации развивающие игры способствуют снижению монотонности образовательной деятельности, активации центральной нервной системы и повышают у детей устойчивость к утомлению. Полученные данные полностью согласуются с результатами предыдущих исследований специалистов лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков, в ходе которых было установлено, что гигиенически рациональное применение электронных средств обучения способствует активации умственной деятельности детей, оказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние и работоспособность, что особенно важно для детей, имеющих низкий исходный уровень работоспособности и низкую мотивацию к учебной деятельности. Утомительность уроков с электронными средствами обучения в значительной мере зависит от характера работы — ее напряженности и интенсивности, свободного или заданного темпа.

Рекомендации по использованию компьютерной технологии в ДОУ и дома

Необходимо заметить, что часть дошкольников, участвующих в исследовании, познакомилась с играми на планшете для детского сада только в ДОУ, а другие дети (примерно половина) уже играли на них дома.

Сегодня подобные технологические средства имеются во многих семьях с детьми. Однако не все родители, а тем более дети, соблюдают правила их безопасного использования.

Во-первых, следует напомнить, что зрительный анализатор (глаз) формируется в среднем до 10 лет, и зрение дошкольника еще не готово к восприятию мелких деталей. Экран влияет на зрение гораздо сильнее, чем экран телевизора. При этом офтальмологи отмечают тревожное состояние зрения современных детей, называют стремительное и массовое ухудшение зрения «эпидемией миопии». Поэтому детям в возрасте до пяти лет не рекомендуют пользоваться мультимедийными устройствами. Не стоит мешать детям, познавать мир, постепенно и без участия виртуального сопровождения.

Компьютерные игры детей для 5-6 лет должны занимать не более 10 минут в день.

Во-вторых, многие из нас не раз замечали, как дети увлекаются возможностями компьютерной техники. Глядя в яркий экран, дошкольник забывает об окружающем мире и о времени. Поэтому взрослым стоит либо самим ограничивать продолжительность игр ребенка, либо устанавливать таймер, предварительно договорившись с ребенком, что как только прозвучит сигнал, означающий окончание отведенного времени, планшет должен быть отложен в сторону. Всегда нужно оговаривать точное время окончания игры и четко соблюдать эту договоренность.

В-третьих, важно контролировать не только время, но и содержание игры. Хорошо известно и подтверждено результатами научных исследований, выполненных специалистами лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков, что самыми утомительными для детского внимания являются игры с навязанным темпом игровой деятельности, рассчитанные на быстроту реакции. Для детей эти игры привлекательны острыми ощущениями и яркими эмоциями. Однако психика детей неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение такими играми может стать причиной очень тяжелых последствий: повышенной возбудимости, агрессивности, нарушения сна. Необходимо внимательно выбирать компьютерные игры, оценивать не только их содержание и характер игры, но и цветовое решение, размер изображений.

В-четвертых, одним из существенных преимуществ по сравнению со стационарным компьютером является его компактность. Можно взять с собой куда угодно, но в этом и кроется опасность. Дети могут смотреть мультфильмы, играть в игры на планшете лежа на кровати или сидя в неудобной позе. Поэтому необходимо контролировать положение тела, работающего с технологическим устройством, и соблюдать основные правила безопасного использования.

Тем не менее, время покажет, каким будет поколение детей, развитие которых происходило на фоне раннего и активного использования различных электронных гаджетов.

Правила безопасного использования компьютерной технологии в ДОУ

Для того чтобы занятия с планшетом для детского сада, не причиняли вреда здоровью, нужно соблюдать следующие правила: он должен располагаться на столе, размеры стола и стула должны соответствовать росту; ребенок должен правильно сидеть за столом: не сутулиться, не класть ногу на ногу, не задирать голову; экран должен располагаться в 30-40 см от глаз и лучше всего под углом 10-20 градусов так, чтобы взгляд на дисплей падал сверху вниз; размер экрана должен быть не менее 10 дюймов. Использовать для занятий дошкольников мобильные телефоны, смартфоны и другие электронные устройства с маленькими экранами недопустимо; во время занятия в помещении должно быть светло, но при этом необходимо исключить попадание прямых солнечных лучей на экран планшета; для профилактики нарушения зрения необходимо проводить с дошкольниками 2-3-минутную гимнастику для глаз — лучше всего в игровой форме; нельзя использовать планшет в автомобиле во время движения; следует систематически протирать экран.

Екатерина Бабич
Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании

Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании .

В качестве рабочего инструмента компьютер применяется уже давно и признан обществом как необходимость. В сфере образования компьютер завоевывает прочные позиции. Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору С. Пейперту. Работая с Ж. Пиаже, С. Пейперт (60-е г. прошлого столетия) пришел к выводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде.

Для С. Пейперта компьютер – это , в первую очередь, средство, способное придать процессу обучения естественный, неформализованный характер.

Теперь с этой задачей может справиться компьютер , сущность которого – в его универсальности, способности к имитации. Поскольку он может принимать тысячи ликов и выполнять тысячи функций, он может удовлетворить тысячи вкусов и запросов.

С целью улучшения качества образования общество , ориентируясь на решение глобальных задач образования , принимает концептуальную установку : активное развитие информационного пространства и информационных технологий в обучении с целью формирования более открытого, развивающего, гуманитарного характера процесса информатизации. Все шире компьютер используются на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях . По мнению педагогов и психологов, это новое педагогическое средство позволяет более эффективно решать поставленные задачи общего, интеллектуального развития ребенка. Специальные компьютерные программы позволяют развивать у детей абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать. Они дают возможность ребенку менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться различными уровнями усложнения материала и другими видами компьютерной помощи . Компьютер предоставляет ребенку разнообразный красочный материал для осуществления его творческого замысла, экспериментировать можно бесконечно.

Использование информационных компьютерных технологий в сфере образования может повысить эффективность образовательного процесса и способствовать сохранению здоровья обучающихся за счет максимального использования тех преимуществ , которые привносит в образовательный процесс компьютер , обеспечивая должное соответствие образовательных программ индивидуальным особенностям и способностям детей.

Основными направлениями применения информационных компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях на наш взгляд являются следующие :

Разработка концептуальных основ создания программно-методических средств воспитания и развития детей в условиях непрерывного образования .

Создание программно-методических средств для формирования общих умственных способностей детей и развития отдельных психических свойств.

Создание программно-педагогических средств

для компьютерной поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников в учреждениях образования .

Исследования и разработка компьютеризированных методов диагностики психофизиологического развития детей, их общих и специальных способностей.

Исследования и разработка методик оценки психологических, психофизиологических и социальных последствий компьютеризации дошкольного уровня образования .

Разработка методических курсов для подготовки кадров и повышения квалификации специалистов для работы в детских учреждениях, использующих информационные компьютерные технологии .

Было выделено несколько типов мотивации к деятельности детей за компьютером :

а) интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру ;

б) исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы) ;

в) мотив успешного решения познавательных задач.

Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» – способность человека находить наибольшее число принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации, стратегическому планированию, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.

Возрастает роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации : в настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету, для улучшения координации, диагностики пространственных способностей. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи , зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является важным в процессе психотерапии.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр , тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Играя на компьютере , ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом , у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т. д.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание . И здесь компьютер просто незаменим , так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Использование компьютерных игр в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников . Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования Новоселовой С. Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение , возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы .

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера . Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным.

Так использование мультимедиа способа подачи информации достигает следующие результаты :

Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

Глубже постигаются понятия числа и множества;

Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

Тренируется активность внимания и память;

Раньше овладевают чтением и письмом;

Активно пополняется словарный запас;

Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

Уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

Развивается воображение и творческие способности;

Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Играя в компьютерные игры , ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе.

Только педагог - мастер может правильно использовать компьютер как мощное средство индивидуального воздействия на интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие каждого малыша. Задача педагога – определить меру трудностей предполагаемого задания. Однако необходимо учитывать, что на ребенке одинаково пагубно скажутся как недооценка его возможностей, так и перегрузка.

Существуют специальные компьютерные программы для обучения детей математике, русскому и английскому языкам, логике. Ценность этих игр в том, что они в более наглядной форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом. Так, арифметические действия предстают перед детьми в виде изменяющихся по числу и размеру групп предметов; определенное понятие или класс предметов – в виде схемы. Однако ценность большинства игр такого типа – не только в наглядности материала, но и в возможности варьировать степенью этой наглядности в зависимости от уровня развития ребенка. Так, если видно, что ребенку совершенно ясно, из скольких персонажей можно составить число 7, то возможно использовать более абстрактную схему данного числа (например, в виде геометрических фигур) . Можно попросить ребенка нарисовать каждое арифметическое действие либо только его конечный результат, дать реальную или почти абстрактную схему понятия. Таким образом , можно регулировать процесс интериоризации когнитивных операций ребенка.

Вафина Гульшат Салаватовна,
воспитатель 1 кв. категории,
МДОУ № 37 «Родничок» г. Бугульма, РТ

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.

Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования. Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах.

Сегодня многие детские сады нашего города оснащаются компьютерными классами, во многих семьях есть компьютеры, где дети постепенно входят в мир современных инноваций.

Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.

Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

Первоначально закладывалось использовать компьютер для ознакомления с его функциональным предназначением, далее появилась необходимость в применении ИКТ на занятиях и при работе с родителями.

Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны как педагогов и психологов, так и медиков. Основания для беспокойства самые весомые. Гигиенические исследования, проведенные в школах, показали, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт - усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуются школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения, не скорригированные очками.

Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка. Поэтому в детских садах необходим компьютер с современным жидкокристаллическим монитором с высоким разрешением и частотой обновления экрана и мощной видеокартой.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т. д.) . Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируется произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье.

В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей четырех - шести лет не должна превышать 10-15 минут. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 квадратных метров на одно рабочее место (стул и стол) , оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55-65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране. В данном помещении необходима ежедневная влажная уборка.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей с 3 лет. Вопрос о целесообразности их использования на занятиях связан, прежде всего, с целью этих занятий. Более эффективно будет использовано на занятии с малышами знакомство с сигналами светофора в компьютерном изображении, чем сухой традиционный подход.

На своих занятиях использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети не только знакомятся с новыми знаниями, но и осваивают работу с компьютером. Например, когда даю новые знания, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Решая задачу, ребёнок осваивает и сам компьютер. Владея мышкой, развивает координацию движения руки, мелкую моторику рук. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят ус­тойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и зани­мательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы нео­бычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие инте­рес у дошкольников к учебному процессу и способствующие со­зданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз по­зволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

В своей практике использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения - доступный материал, различные анимации легко усваиваются дошкольниками. Для большей эффективности презентация построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.

Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

  • виды транспортных средств, их классификация,
  • группы дорожных знаков;
  • причины ДТП;
  • участники дорожного движения;
  • сведения о дороге и ее главных составных частях;
  • светофор, история его развития;
  • назначение дорожных знаков и указателей, их группы,
  • виды транспорта,
  • дидактические игры, ребусы.

Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий, возможно в будущем появится возможность создания виртуального детского сада для родителей, чьи дети по каким – либо причинам не посещают дошкольные учреждения.

Значительно изменилось понимание роли ком­пьютерных технологий в процессе преподавания. Первоначально большинство педагогов были убеждены, что назначение ИКТ - быть подручным материалом, который можно изредка, нынеш­нее же понимание роли ИКТ, что компьютер был создан для того, чтобы во многом облегчить труд человека повысить его производительность. С чем я, безусловно, согласна.

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ

Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 88" г. Березники Пермского края
Описание: работа будет интересна педагогам, использующим ИКТ-технологии при организации работы в ДОУ, работа содержит описание опыта внедрения ИКТ-технологий, в работе обозначены проблемы и перспективы использования ИКТ-технологий в ДОУ.
Цель:
Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий:
- Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
- Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
- Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
1. Организационное:
- Модернизация методической службы;
- Совершенствование материально – технической базы;
- Создание определенной информационной среды.
2. Педагогическое:
- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
- Внедрение ИКТ в образовательное пространство.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Что же такое ИКТ?
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога .
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.
Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно – образовательного процесса.
3. Воспитательно – образовательный процесс.
Воспитательно –образовательнй процесс включает в себя:
- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Виды занятий с ИКТ

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- Осуществление полисенсорного восприятия материала;
- Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.
На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер,
- легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- высокий технический уровень,
- возрастное соответствие,
- занимательность.
Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, "бродилки".
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.
Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:
- Методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
- Систематизация компьютерных развивающих программ;
- Единые программно – методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.
3. Диагностическое занятие.
Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики. В процессе проведения традиционных диагностических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком по определенным показателям. Использование специальным компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно), но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.
Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы :
1. Материальная база ДОУ.
Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.
2. Защита здоровья ребенка.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.
Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.
Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий:
- обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;
- возбуждение живого интереса к предмету познания;
- расширение общего кругозора детей;
- возрастание уровня использования наглядности на занятии;
- повышение производительности труда педагога.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Гурина Эльмира Касымовна

МБДОУ "Детский сад №218" воспитатель

"Компьютерные игры в образовательном пространстве ДОУ"

В настоящее время отдельное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным играм.

Занятия с применением компьютерных игр очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения. Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка. И действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. То, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает компьютер на ребёнка.

Разделяя точку зрения многих исследователей, Ярусова Е.А. считает основной целью использования компьютера в дошкольном учреждении - всестороннее развитие ребёнка, его подготовку к жизни и деятельности в «компьютерной действительности», т.е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

  1. Содержательную и эмоциональную подготовку детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере.
  2. Обучающую игру на компьютере.
  3. Проблемное общение с каждым ребёнком по ходу игры.
  4. Гимнастику для глаз, зарядку для пальчиков для снятия напряжения после игры на компьютере.
  5. Реализацию вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самостоятельной игре детей.

Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет в дальнейшем обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

Выделяют особенности образовательных электронных изданий (ОЭИ) для применения их в образовательном процессе дошкольного учреждения:

ОЭИ для детей дошкольного возраста должны обладать итуитивно-понятным интерфейсом, чаще всего он представлен в виде мультиплицированного меню;

ОЭИ обязательно должно содержать звуковое сопровождение;

Должна присутствовать корректная обратная связь (как результативная, так и консультирующая), представленная и графической поддержкой и звуковым сопровождением;

ОЭИ должно содержать несколько различных кратковременных развивающих игр, соответствующих возрастным особенностям, а так же обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Но бывают и такие ОЭИ, которые только в некоторой степени обладают выявленными особенностями. Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности и раскрепощённости позволяет ребёнку играть увлечённо, испытывать радость познания, открывать новое. Всё это способствует развитию у детей творческого мышления, воображения, формирует познавательную мотивацию и раскрывает индивидуальность каждого ребёнка.

Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования.

Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Создаётся множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. Сьюзен Хогланд, автор книги «Компьютер и дети: мир открытий», считает, что развивающие программы способствуют повышению интеллектуального уровня и самооценки ребёнка, развивают его память и речь. В зависимости от возраста ребёнка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.

Выдвигаются требования к работе воспитателя, который использует компьютерные игры:

Психологическая готовность дошкольников к использованию компьютерных программ различного содержания и уровня формируется всей системой жизни ребёнка в детском саду, т.е. процесс овладения элементарной компьютерной грамотностью требует от педагогов высокого уровня воспитательно-образовательной работы.

Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям.

Особое место занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами). Так, например, игры «Водители» и «Дорожные знаки» представляют значительные трудности для детей шестилеток, которые ранее не посещали детский сад или поступили из других дошкольных учреждений.

Большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка игровой задачи. С этой целью разрабатываются конспекты занятий- игр, занятий-сказок, позволяющих повысить интерес детей.

Замечено, что дети лучше справляются с заданием, если работают за компьютером парами. Работа «один на один» является усложнением задания.

Параллельно с обычными группами в компьютерно-игровом зале занимаются дети логопедических групп. И хотя качество их работы несколько хуже, но большинство из них справляются с предложенными заданиями, часто не решая подобных вопросов на обычных занятиях.

Важным моментом, является и то, что компьютерные игры, являются своеобразной диагностикой деятельности воспитателя, так как сразу выявляют пробелы в тех или иных вопросах воспитательно-образовательной работы.

Следует отметить то, что нелепо пытаться искусственно ограничить возможности «общения» ребёнка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребёнка, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.

Ролевые игры - это распространённая разновидность компьютерных онлайн забав, которая получила не меньшую популярность, чем иные виды развлечений современных геймеров.

Эти игры для девочек и для мальчиков предполагают прохождение их уровней или выполнение иных действий в образе не самого себя, а какого-либо другого персонажа или существа, иногда даже не человека. Создатели этих игр говорят о том, что в них каждый желающий может почувствовать себя птицей, рыбой или животным, а также сказочным персонажем или героем фильма или мультфильма. При прохождении играющий наделяется соответствующими способностями того существа, в образе которого он выполняет все действия в процессе прохождения. И думать приходится иначе, поскольку тех умений и способностей, которыми обладает человек, у этих существ может не быть. Поэтому необходимо выполнить все действия, приспосабливаясь к тем условиям, которые создаются в виртуальном мире игры для девочек или для мальчиков по выбору играющего. Многих геймеров в этих игрушках привлекает возможность ощутить себя другим существом, понять, на что оно способно, и насколько он или она могут соответствовать тому или иному образу.

Специфическая разновидность ролевых квестов или аркад - игры для девочек, основанные на некоторых мультфильмах. В частности, мультфильмы компании Уолта Диснея способствовали появлению таких компьютерных онлайн-развлечений, как, «Какая ты русалка?», «Какая ты принцесса Диснея?» и других. В этих игрушках девочкам предлагается соотнести свои качества с характерами героинь популярных и любимых мультипликационных шедевров. Существуют и аналогичные игры для мальчиков онлайн, в которых можно сравнить себя с героями мультсериалов, фильмов и некоторых других произведений.

По своему жанру ролевые игры могут быть разными. Встречаются и квесты, где необходим достаточно творческий подход к прохождению игровых уровней, поиск предметов, решение головоломок и выполнение других подобных заданий, и симуляторы, в которых всё напоминает реальность и требуется анализ ситуации и выбор правильного варианта поведения, и стратегии, где необходимо быстро продумывать различные варианты развития событий и умение принимать правильные решения по поводу их дальнейших действий в той или иной обстановке, и бродилки, где важно преодоление препятствий для успешного завершения и победы. Очень часто также это и приключения, где игровой процесс увлекателен и сопровождается фантастическими событиями или явлениями.

В настоящее время разработаны и внедряются в образовательный процесс ДОУ программы на основе использования компьютеров. Одной из таких программ является программа «Дошкольник и компьютер» по дополнительному образовательному циклу «Компьютерные игры». Программа направлена на грамотное использование компьютера в образовательном процессе ДОУ. Осуществление работы по данной программе ставит ребёнка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Первоначально возможно использование компьютерных развивающих и обучающих игр «КИД/Малыш» Ассоциации «Компьютер и детство».

Основными направлениями программы являются вопросы введения ребёнка в мир компьютера, практического применения компьютерных игр как системы дидактических средств обогащения интеллектуального, эстетического, нравственно-экологического и физического развития дошкольника.

В ней представлены следующие разделы:

Введение

Среда организации обучения

Систематизация игр

Компьютер - друг и помощник в разных видах деятельности

Карта программных требований

Художник за компьютером (нерегламентированная деятельность)

Творческий поэтапно-перспективный план

Принципы реализации программы

Методика организации компьютерных игр

Педагогические условия применения игр

Санитарно-гигиеническое обеспечение

Модель выпускника

Диагностирование умственных и творческих способностей

Творческая тетрадь

Таким образом, предметом программы является расширение границ в области подготовки ребёнка к жизни в современном обществе и овладению школьных программ.

Благодаря особенностям устройства компьютера (наличие клавиатуры, экрана, на который продуцируется та или иная информация, вызванная ребёнком из электронного «мозга» с помощью клавиатуры или «мышки») осуществляется интеллектуальная подготовка к обучению в школе.

Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребёнка - это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребёнка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.

Компьютерные игры, включённые в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всестороннее развитие творческой личности ребёнка.

Кроме нормативных воспитательно-образовательных стандартов, малыши показывают более высокий уровень «школьной готовности» и естественно вхождение в мир взрослых, в завтрашний день.

У ребёнка развивается:

восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;

познавательная мотивация, произвольная память и внимание;

«знаковая функция сознания»;

произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Он овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Программа предназначена для ДОУ, а именно ля освоения компьютера детьми старшего возраста. Программа предполагает ежегодную диагностику уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры. По способу решения компьютерных игр, по стилю игровых действий, практически индивидуальных игр (небольшие - по 3-4 ребёнка подгруппы) и раскрепощённости (так как игра, а не занятие) можно многое узнать и сказать о ребёнке.

Автор программы отмечает, что часто встречаются такие случаи, что в группе ребёнок показывает более низкий уровень усвоения программы, чем во время игры на компьютере. Некоторые педагоги считают, что это происходит, потому что в играх повторяются действия. Ребёнок, посмотрев как играют предыдущие дети, просто повторяет действия за ними, не осмысливая происходящих действий на экране. Но это не так.

С таким мнением можно согласиться только по части усвоения детьми управления компьютером. Здесь, действительно, ребёнок может и должен запомнить какие клавиши используются. Но выполнить правильно, поставленную в игровой форме дидактическую задачу, нет, так как компьютерные игры составлены с учётом основного принципа дидактики - с постепенным усложнением последовательности игры. Каждый следующий эпизод отличается от предыдущего. Например: в игре по конструированию «Построй дом» игровой задачей предусматривается помочь котёнку построить дом, а дидактическая - выделить конфигурацию плоскостных фигур с целью объединения их в одно целое (конфигурация каждый раз меняется - ребёнок должен подобрать фигуру для своего варианта).

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребёнка, показанная в играх: ребёнок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне - справляться с помощью взрослого, а на высоком- выполняет задание самостоятельно.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используются для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть трудности в усвоении образовательной программы, обратить внимание воспитателей и специалистов на проблему и совместно решить её, предлагая в форме закрепления упражнения из творческой тетради « Собери разрезанную картинку», «Прочитай зашифрованную записку», «Расставь цифры в порядке убывания (возрастания)» и т.д.

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованность детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.

Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда и дефектолога всегда найдётся место для использования компьютерных программ, что позволит чрезвычайно повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса.

Игра- это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребёнка об окружающей его природой и социальной действительности. Благодаря особенностям игровых средств отображения действительности, ребёнок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению.

Компьютерные игры - новый вид развивающего обучения.

В чём же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?

Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребёнка от тяжёлой рутинной работы.

  1. Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребёнку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.
  2. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого «сложного» ребёнка.
  3. Делать «видимым» проблемы в развитии ребёнка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
  4. Формировать у ребёнка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.
  5. Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление.
  6. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приёмы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

Занятие на компьютере и для самого ребёнка создаёт более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

  1. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребёнка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения.
  2. Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.
  3. Ребёнок учится говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приёмы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
  4. Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
  5. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
  6. Глядя на экран монитора, ребёнок сам видит результат своей работы.
  7. В зависимости от индивидуальных голосовых модуляций у каждого ребёнка всегда имеется возможность изменить чувствительность микрофона, чтобы картина на экране двигалась только при определённой голосоподаче.
  8. У ребёнка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учиться с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять своё произношение с эталоном.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счёт игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребёнок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Похожие публикации