Понятие параллельных вычислений общая схема организации. Параллельные вычисления в WinNT. Общие вопросы решения ";больших задач"

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 5 октября 2014; проверки требуют.

Параллельные вычисления - способ организации компьютерных вычислений , при котором программы разрабатываются как набор взаимодействующих вычислительных процессов, работающих параллельно (одновременно). Термин охватывает совокупность вопросов параллелизма в программировании , а также создание эффективно действующих аппаратных реализаций . Теория параллельных вычислений составляет раздел прикладной теории алгоритмов .

Существуют различные способы реализации параллельных вычислений. Например, каждый вычислительный процесс может быть реализован в виде процесса операционной системы , либо же вычислительные процессы могут представлять собой набор потоков выполнения внутри одного процесса ОС. Параллельные программы могут физически исполняться либо последовательно на единственном процессоре - перемежая по очереди шаги выполнения каждого вычислительного процесса, либо параллельно - выделяя каждому вычислительному процессу один или несколько процессоров (находящихся рядом или распределённых в компьютерную сеть).

Основная сложность при проектировании параллельных программ - обеспечить правильную последовательность взаимодействий между различными вычислительными процессами, а также координацию ресурсов, разделяемых между процессами.

В некоторых параллельных системах программирования передача данных между компонентами скрыта от программиста (например, с помощью механизма обещаний), тогда как в других она должна указываться явно. Явные взаимодействия могут быть разделены на два типа:

Параллельные системы, основанные на обмене сообщениями, зачастую более просты для понимания, чем системы с разделяемой памятью, и обычно рассматриваются как более совершенный метод параллельного программирования. Существует большой выбор математических теорий для изучения и анализа систем с передачей сообщений, включая модель акторов и различные виды исчислений процессов . Обмен сообщениями может быть эффективно реализован на симметричных мультипроцессорах как с разделяемой когерентной памятью, так и без неё.

У параллелизма с распределенной памятью и с передачей сообщений разные характеристики производительности. Обычно (но не всегда), накладные расходы памяти на процесс и времени на переключение задач у систем с передачей сообщений ниже, однако передача самих сообщений более накладна, чем вызовы процедур. Эти различия часто перекрываются другими факторами, влияющими на производительность.

вычисления программы на компьютере следует называть параллельными. Но это не единственный вопрос, на который хотелось бы получить ответ. Не менее важно понять, зачем вообще переходить из простого, хорошо знакомого, понятного мира последовательных вычислений к сложному для понимания миру параллельных вычислений. Какие преимущества есть у параллельных вычислений, и какие проблемы ждут программиста при создании программ, ориентированных на параллельные вычисления. Чтобы ответить на эти вопросы, давайте совершим небольшой экскурс в историю развития компьютеров.

Первые компьютеры были построены в соответствии с принципами, сформулированными Фон-Нейманом. Они имели три главных компонента - память , процессор и некоторый набор внешних устройств, обеспечивающих ввод и вывод информации.

Память была многоуровневой и для первых компьютеров содержала внешнюю память и внутреннюю память - оперативную и регистровую. Внешняя память (на магнитных лентах, перфокартах, дисках) позволяла сохранять программы и данные вне зависимости от того, включен компьютер или нет. Внутренняя память хранила информацию только на период сеанса работы с компьютером. При отключении компьютера содержимое внутренней памяти исчезало.

Для того чтобы программа могла быть выполнена на компьютере, она должна была быть загружена в оперативную память . Хранилась она там точно также как и данные, обрабатываемые этой программой. Принцип хранимой в памяти программы - один из главных принципов Фон-Неймановских компьютеров.

Регистровая память использовалась в момент выполнения вычислений. Прежде, чем выполнить некоторую операцию над данными, данные должны быть размещены на регистрах. Этот самый быстрый вид памяти обеспечивал необходимое быстродействие при выполнении операций над данными.

Выполнение всех операций - операций над данными и операций по управлению процессом вычислений - осуществлял процессор . Процессор компьютера обладал определенным набором команд. Этот набор был достаточно универсальным, чтобы вычислить любую потенциально вычислимую функцию. С другой стороны этот набор обеспечивал относительную простоту написания программ человеком.

Программы для первых компьютеров представляли последовательность команд, входящих в допустимый набор команд процессора. Выполнение программы на компьютере осуществлялось достаточно просто. В каждый момент времени на компьютере выполнялась одна программа . Процессор , в соответствии с программой, последовательно выполнял одну команду за другой. Все ресурсы компьютера - память , время процессора, все устройства - были в полном распоряжении программы, и ничто не могло вмешаться в ее работу (не считая конечно человека). Параллелизма не было и в помине.

Такая идиллия продолжалась недолго по причине неэффективного использования ресурсов крайне дорогих в те времена компьютеров. Компьютеры тогда не выключались, - одна программа сменяла другую.

Достаточно скоро у компьютера наряду с процессором, который стал называться центральным процессором, появились дополнительные процессоры, в первую очередь специализированные процессоры устройств ввода-вывода информации, отвечающие за выполнение наиболее медленных команд. Это дало возможность организации пакетного режима выполнения программ, когда на компьютере одновременно выполнялись несколько программ - одна программа могла печатать результаты работы, другая - выполняться, третья - вводить необходимые ей данные, например с магнитной ленты или другого внешнего носителя.

Революционным шагом было появление в 1964 году операционной системы фирмы IBM - OS 360. Появившаяся у компьютера операционная система стала его полновластным хозяином - распорядителем всех его ресурсов. Теперь программа пользователя могла быть выполнена только под управлением операционной системы. Операционная система позволяла решить две важные задачи - с одной стороны обеспечить необходимый сервис всем программам, одновременно выполняемым на компьютере, с другой - эффективно использовать и распределять существующие ресурсы между программами, претендующими на эти ресурсы. Появление операционных систем привело к переходу от однопрограммного режима работы к мультипрограммному, когда на одном компьютере одновременно выполняются несколько программ. Мультипрограммирование это еще не параллельное программирование , но это шаг в направлении параллельных вычислений.

Мультипрограммирование - параллельное выполнение нескольких программ. Мультипрограммирование позволяет уменьшить общее время их выполнения.

Под параллельными вычислениями понимается параллельное выполнение одной и той же программы. Параллельные вычисления позволяют уменьшить время выполнения одной программы.

Заметим, что наличие у компьютера нескольких процессоров является необходимым условием для мультипрограммирования. Существование операционной системы, организующей взаимную работу процессоров, достаточно для реализации мультипрограммирования. Для параллельных вычислений накладывается дополнительное требование - это требование к самой программе, - программа должна допускать возможность распараллеливания вычислений.

Появление операционной системы означало, что компьютер нельзя рассматривать только как "железо" ( память , процессоры, другие устройства). Теперь у него две составляющие - хард ( hard ) и софт ( soft ) - аппаратная и программная составляющие, взаимно дополняющие друг друга. За полвека существования компьютеров оба компонента стремительно развивались.

Для аппаратуры характерен экспоненциальный рост, что нашло отражение в известном эмпирическом законе Мура, - экспоненциально росли все важнейшие характеристики - объем памяти на всех уровнях, уменьшение времени доступа к памяти, быстродействие процессоров. Согласно закону Мура (Гордон Мур - один из основателей фирмы Intel) каждые полтора года значения характеристик увеличивались вдвое. Росло и число процессоров, включаемых в состав компьютера. Изменялась и архитектура компьютера . Эти изменения во многом были шагами в сторону распараллеливания вычислений. Вот лишь некоторые изменения в архитектуре процессоров, связанные непосредственно с процессом распараллеливания:

  • Конвейерная обработка команд. Процесс выполнения потока команд процессором уже не рассматривался как последовательное выполнение команды за командой. Обработка потока команд выполнялась на конвейере, так что сразу несколько команд готовились к выполнению. При конвейерной обработке команды, не связанные между собой по данным, могли выполняться одновременно, что является уже настоящим параллелизмом.
  • "Длинные команды". Архитектура некоторых компьютеров включала несколько процессоров, позволяющих выполнять логические и арифметические операции над целыми числами, несколько процессоров, выполняющих операции над числами с плавающей точкой. Длинная команда позволяла указать в одной команде действия, которые должен выполнить каждый из существующих процессоров. Опять таки, это позволяло реализовать параллелизм на аппаратном уровне.
  • Векторные и матричные процессоры. В набор команд таких процессоров включаются базисные операции над векторами и матрицами. Одной командой, например, можно сложить две матрицы. Такая команда фактически реализует параллельные вычисления. Приложения, где эти операции составляют основу обработки данных, широко распространены. Реализуемая аппаратно параллельная обработка данных позволяет существенно повысить эффективность работы приложений этого класса.
  • Графические процессоры. Еще одним важным видом приложений, где на аппаратном уровне происходит параллельное выполнение, являются приложения, интенсивно работающие с графическими изображениями. Эту обработку осуществляют графические процессоры. Графическое изображение можно рассматривать как набор точек. Обработка изображения зачастую сводится к выполнению одной и той же операции над всеми точками. Распараллеливание по данным легко реализуется в такой ситуации. Поэтому графические процессоры давно уже стали многоядерными, что позволяет распараллелить обработку и эффективно обрабатывать изображение.
  • Суперкомпьютеры. К суперкомпьютерам относят компьютеры с максимальными характеристиками производительности на данный момент. В их состав входят сотни тысяч процессоров. Эффективное использование суперкомпьютеров предполагает самое широкое распараллеливание вычислений.

В научных исследованиях и в новых технологиях всегда есть задачи, которым требуется вся мощь существующих вычислительных комплексов. Научный потенциал страны во многом определяется существованием у нее суперкомпьютеров. Понятие суперкомпьютера это относительное понятие. Характеристики суперкомпьютера десятилетней давности сегодня соответствуют характеристикам рядового компьютера. Сегодняшние суперкомпьютеры имеют производительность , измеряемую в петафлопсах (10 15 операций с плавающей точкой в секунду). К 2020 году ожидается, что производительность суперкомпьютеров повысится в 1000 раз и будет измеряться в экзафлопсах.

Классификация компьютеров

Мир компьютеров многообразен, начиная от миниатюрных встроенных компьютеров до многотонных суперкомпьютеров, занимающих отдельные здания. Классифицировать их можно по-разному. Рассмотрим одну из первых и простейших классификаций - классификацию Флинна, основанную на том, как устроена в компьютере обработка данных. Согласно этой классификации все компьютеры (вычислительные комплексы) можно разделить на четыре класса - компьютеры с архитектурой:

  • SISD (Single Instruction stream - Single Data stream) - одиночный поток команд - одиночный поток данных. К этому классу относятся обычные "последовательные" компьютеры с фон-Неймановской архитектурой, когда команды программы выполняются последовательно, обрабатывая очередной элемент данных.
  • SIMD (Single Instruction stream - Multiple Data stream) - одиночный поток команд - множественный поток данных. К этому типу относятся компьютеры с векторными и матричными процессорами.
  • MISD (Multiple Instruction stream - Single Data stream) - множественный поток команд - одиночный поток данных. К этому типу можно отнести компьютеры с конвейерным типом обработки данных. Однако, многие полагают, что такие компьютеры следует относить к первому типу, а компьютеры класса MISD пока не созданы.
  • MIMD (Multiple Instruction stream - Multiple Data stream) - множественный поток команд - множественный поток данных. Класс MIMD чрезвычайно широк и в настоящее время в него попадают многие компьютеры достаточно разной архитектуры. Поэтому предлагаются другие классификации, позволяющие более точно классифицировать компьютеры, входящие в класс MIMD.

Мы не будем рассматривать подробную классификацию компьютеров класса MIMD. Остановимся только на другом способе разделения компьютеров на три класса:

  • Мультипроцессорные вычислительные комплексы - это компьютеры, обладающие множеством процессоров, работающих на общей памяти. В этот класс входит большинство продаваемых сегодня на рынке многоядерных компьютеров.
  • Мультикомпьютерные вычислительные комплексы - представляют множество компьютеров, соединенных высокоскоростными линиями связи. Каждый компьютер обладает собственной памятью и обменивается сообщениями с другими компьютерами системы для передачи данных. В этот класс входят кластеры. Под кластером понимается вычислительный комплекс, рассматриваемый как единое целое, с некоторым выделенным компьютером, играющим роль сервера. Поскольку компьютеры, входящие в состав кластера, могут быть обычными компьютерами, то кластеры относительно недороги. Большинство входящих в Top 500 суперкомпьютеров являются кластерами.
  • Гибридные вычислительные комплексы - состоят из множества узлов, каждый из которых может быть мультикомпьютером, мультипроцессором, графическим или векторным процессором. Такие комплексы, как правило, являются суперкомпьютерами.

Параллельные вычисления - способ организации компьютерных вычислений, при котором программы разрабатываются как набор взаимодействующих вычислительных процессов, работающих одновременно.

Существуют различные способы реализации параллельных вычислений: каждый вычислительный процесс может быть реализован в виде процесса операционной системы, либо же вычислительные процессы могут представлять собой набор потоков выполнения внутри одного процесса. Поток (или правильнее поток выполнения) – наименьшая единица обработки, исполнение которой может быть назначено ядром операционной системы. Несколько потоков выполнения могут существовать в рамках одного и того же процесса и совместно использовать ресурсы, такие как память, тогда как процессы не разделяют этих ресурсов. Параллельные программы могут физически исполняться либо последовательно на единственном процессоре - перемежая по очереди шаги выполнения каждого вычислительного процесса, либо параллельно - выделяя каждому вычислительному процессу один или несколько процессоров (находящихся рядом или распределённых в компьютерную сеть).

Основная сложность при проектировании параллельных программ - обеспечить правильную последовательность взаимодействий между различными вычислительными процессами, а также разделение таких ресурсов, как оперативная память или периферийные устройства.

В некоторых параллельных системах программирования передача данных между компонентами скрыта от программиста, тогда как в других она должна указываться явно. Явные взаимодействия могут быть разделены на два типа:

1. Взаимодействие через разделяемую память (например, в Java или C#). Данный вид параллельного программирования обычно требует какой-то формы захвата управления для координации потоков между собой.

2. Взаимодействие с помощью передачи сообщений. Обмен сообщениями может происходить асинхронно, либо с использованием метода «рандеву», при котором отправитель блокирован до тех пор, пока его сообщение не будет доставлено. Асинхронная передача сообщений может быть надёжной (с гарантией доставки) либо ненадёжной. Параллельные системы, основанные на обмене сообщениями, зачастую более просты для понимания, чем системы с разделяемой памятью, и обычно рассматриваются как более совершенный метод параллельного программирования. Обмен сообщениями может быть эффективно реализован на симметричных мультипроцессорах как с разделяемой когерентной памятью, так и без неё.

Существует довольно много разных технологий параллельного программирования. Причем эти технологии отличаются не столько языками программирования, сколько архитектурными подходами к построению параллельных систем. Например, какие-то технологии предполагают построение параллельных решений на основе нескольких компьютеров (как одного, так и разных типов), другие же предполагают именно работу на одной машине с несколькими процессорными ядрами. В настоящее время основными программные инструменты создания параллельных программ являются:

1. OpenMP используется в параллельных системах с общей памятью (например, современные компьютеры с многоядерными процессорами);

2. MPI (Message Passing Interface) является стандартом систем передачи сообщений между параллельно исполняемыми процессами, используется при разработке программ для суперкомпьютеров;

3. POSIX Threads является стандартом реализации потоков выполнения;

4. Операционная система Windows имеет встроенную поддержку многопоточных приложений для C++ на уровне API;

5. PVM (Parallel Virtual Machine) позволяет объединять разнородные связанные сетью компьютеры в общий вычислительный ресурс.

Системы на базе нескольких компьютеров относят к классу систем для распределенных вычислений. Подобные решения используются довольно давно. Наиболее яркий пример технологии распределенных вычислений - MPI (Message Passing Interface - интерфейс передачи сообщений). MPI является наиболее распространённым стандартом интерфейса обмена данными в параллельном программировании, существуют его реализации для огромнейшего числа компьютерных платформ. MPI предоставляет программисту единый механизм взаимодействия ветвей внутри параллельного приложения независимо от машинной архитектуры (однопроцессорные/многопроцессорные с общей/раздельной памятью), взаимного расположения ветвей (на одном процессоре или на разных).

Так как MPI предназначен в первую очередь для систем с раздельной памятью, то использование его для организации параллельного процесса в системе с общей памятью является крайне сложным нецелесообразным. Тем не менее, ничего не мешает делать MPI-решения для одной машины.

А вот системы параллельного программирования для работы на одной машине, начали развиваться относительно недавно. Конечно, это не принципиально новые идеи, но именно с приходом многоядерных систем на рынок персональных компьютеров, мобильных устройств, такие технологии как OpenMP получили значительное развитие.

Очень важно, чтобы технология параллельного программирования поддерживала возможность делать программу параллельной постепенно. Разумеется идеальную параллельную программу следует сразу писать параллельной, возможно на каком-нибудь функциональном языке, где вопрос распараллеливания вообще не стоит. Но на практике приходится, постепенно распараллеливать написанную последовательную с целью повышения быстродействия. В этом случае технология OpenMP будет очень удачным выбором. Она позволяет, выбрав в приложении наиболее нуждающиеся в параллелизации места, в первую очередь сделать параллельными именно их. Процесс разработки параллельной версии можно прерывать, выпускать промежуточные версии программы, возвращаться к нему по мере необходимости. Именно поэтому в частности технология OpenMP стала довольно популярной.

OpenMP (Open Multi-Processing) - это набор директив компилятора, библиотечных процедур и переменных окружения, которые предназначены для программирования многопоточных приложений на многопроцессорных системах с общей памятью.

Разработку спецификации OpenMP ведут несколько крупных производителей вычислительной техники и программного обеспечения, чья работа регулируется некоммерческой организацией, называемой OpenMP Architecture Review Board (ARB).

Первая версия появилась в 1997 году, предназначалась для языка Fortran. Для С/С++ версия разработана в 1998 году. В 2008 году вышла версия OpenMP 3.0. Интерфейс OpenMP стал одной из наиболее популярных технологий параллельного программирования. OpenMP успешно используется как при программировании суперкомпьютерных систем с большим количеством процессоров, так и в настольных пользовательских системах или, например, в Xbox 360.

OpenMP реализует параллельные вычисления с помощью многопоточности, в которой «главный» (master) поток создает набор подчиненных (slave) потоков и задача распределяется между ними. Предполагается, что потоки выполняются параллельно на машине с несколькими процессорами (количество процессоров не обязательно должно быть больше или равно количеству потоков).

Задачи, выполняемые потоками параллельно, также как и данные, требуемые для выполнения этих задач, описываются с помощью специальных директив препроцессора соответствующего языка - прагм. Например, участок кода на языке Fortran, который должен исполняться несколькими потоками, каждый из которых имеет свою копию переменной N, предваряется следующей директивой: !$OMP PARALLEL PRIVATE(N)

Количество создаваемых потоков может регулироваться как самой программой при помощи вызова библиотечных процедур, так и извне, при помощи переменных окружения.

Ключевыми элементами OpenMP являются

1. конструкции для создания потоков (директива parallel);

2. конструкции распределения работы между потоками (директивы DO/for и section);

3. конструкции для управления работой с данными (выражения shared и private для определения класса памяти переменных);

4. конструкции для синхронизации потоков (директивы critical, atomic и barrier);

5. процедуры библиотеки поддержки времени выполнения (например, omp_get_thread_num);

6. переменные окружения (например, OMP_NUM_THREADS).

В OpenMP используется модель параллельного выполнения «ветвление-слияние». Программа OpenMP начинается как единственный поток выполнения, называемый начальным потоком. Когда поток встречает параллельную конструкцию, он создает новую группу потоков, состоящую из себя и некоторого числа дополнительных потоков, и становится главным в новой группе. Все члены новой группы (включая главный) выполняют код внутри параллельной конструкции. В конце параллельной конструкции имеется неявный барьер. После параллельной конструкции выполнение пользовательского кода продолжает только главный поток. В параллельный регион могут быть вложены другие параллельные регионы, в которых каждый поток первоначального региона становится основным для своей группы потоков. Вложенные регионы могут в свою очередь включать регионы более глубокого уровня вложенности.

Число потоков в группе, выполняющихся параллельно, можно контролировать несколькими способами. Один из них - использование переменной окружения OMP_NUM_THREADS. Другой способ - вызов процедуры omp_set_num_threads(). Еще один способ - использование выражения num_threads в сочетании с директивой parallel.

В этой программе два массива (a и b) складываются параллельно десятью потоками.

#include

#include

int main(int argc, char *argv)

float a[N], b[N], c[N];

omp_set_dynamic(0); // запретить библиотеке openmp менять число потоков во время исполнения

omp_set_num_threads(10); // установить число потоков в 10

// инициализируем массивы

for (I = 0; I < N; i++)

// вычисляем сумму массивов

#pragma omp parallel shared(a, b, c) private(i)

for (I = 0; I < N; i++)

c[i] = a[i] + b[i];

printf (“%f\n”, c);

Эту программу можно скомпилировать, используя gcc-4.4 и более новые с флагом –fopenmp. Очевидно, если убрать подключение заголовочного файла omp.h, а также вызовы функции настроки OpenMP, программу возможно скомпилировать на любом компиляторе С как обычную последовательную программу.

OpenMP поддерживается многими современными компиляторами:

1. Компиляторы Sun Studio поддерживают официальную спецификацию - OpenMP 2.5 - с улучшенной производительностью под ОС Solaris; поддержка Linux запланирована на следующий релиз.

2. Visual C++ 2005 и выше поддерживает OpenMP в редакциях Professional и Team System.

3. GCC 4.2 поддерживает OpenMP, а некоторые дистрибутивы (такие как Fedora Core 5 gcc) включили поддержку в свои версии GCC 4.1.

4. Intel C++ Compiler, включая версию Intel Cluster OpenMP для программирования в системах с распределённой памятью.

Message Passing Interface (MPI, интерфейс передачи сообщений) - программный интерфейс (API) для передачи информации, который позволяет обмениваться сообщениями между процессами, выполняющими одну задачу. Разработан Уильямом Гроуппом, Эвином Ласком (англ.) и другими.

MPI является наиболее распространённым стандартом интерфейса обмена данными в параллельном программировании, существуют его реализации для большого числа компьютерных платформ. Используется при разработке программ для кластеров и суперкомпьютеров. Основным средством коммуникации между процессами в MPI является передача сообщений друг другу. Стандартизацией MPI занимается MPI Forum. В стандарте MPI описан интерфейс передачи сообщений, который должен поддерживаться как на платформе, так и в приложениях пользователя. В настоящее время существует большое количество бесплатных и коммерческих реализаций MPI. Существуют реализации для языков Фортран 77/90, Си и Си++.

В первую очередь MPI ориентирован на системы с распределенной памятью, то есть когда затраты на передачу данных велики, в то время как OpenMP ориентирован на системы с общей памятью (многоядерные с общим ЭШем). Обе технологии могут использоваться совместно, дабы оптимально использовать в кластере многоядерные системы.

Первая версия MPI разрабатывалась в 1993-1994 году, и MPI 1 вышла в 1994.

Большинство современных реализаций MPI поддерживают версию 1.1. Стандарт MPI версии 2.0 поддерживается большинством современных реализаций, однако некоторые функции могут быть реализованы не до конца.

передача и получение сообщений между отдельными процессами;

коллективные взаимодействия процессов;

взаимодействия в группах процессов;

реализация топологий процессов;

динамическое порождение процессов и управление процессами;

односторонние коммуникации (Get/Put);

параллельный ввод и вывод;

расширенные коллективные операции (процессы могут выполнять коллективные операции не только внутри одного коммуникатора, но и в рамках нескольких коммуникаторов).

Версия MPI 2.1 вышла в начале сентября 2008 года.

Базовым механизмом связи между MPI процессами является передача и приём сообщений. Сообщение несёт в себе передаваемые данные и информацию, позволяющую принимающей стороне осуществлять их выборочный приём:

1. отправитель - ранг (номер в группе) отправителя сообщения;

2. получатель - ранг получателя;

3. признак - может использоваться для разделения различных видов сообщений;

4. коммуникатор - код группы процессов.

Операции приёма и передачи могут быть блокирующимися и не блокирующимися. Для не блокирующихся операций определены функции проверки готовности и ожидания выполнения операции.

Другим способом связи является удалённый доступ к памяти (RMA), позволяющий читать и изменять область памяти удалённого процесса. Локальный процесс может переносить область памяти удалённого процесса (внутри указанного процессами окна) в свою память и обратно, а также комбинировать данные, передаваемые в удалённый процесс с имеющимися в его памяти данными (например, путём суммирования). Все операции удалённого доступа к памяти не блокирующиеся, однако, до и после их выполнения необходимо вызывать блокирующиеся функции синхронизации.

Ниже приведён пример программы вычисления числа π на языке C с использованием MPI:

// Подключение необходимых заголовков

#include

#include

// Подключение заголовочного файла MPI

#include «mpi.h»

// Функция для промежуточных вычислений

double f(double a)

return (4.0 / (1.0+ a*a));

// Главная функция программы

int main(int argc, char **argv)

// Объявление переменных

int done = 0, n, myid, numprocs, I;

double PI25DT = 3.141592653589793238462643;

double mypi, pi, h, sum, x;

double startwtime = 0.0, endwtime;

char processor_name;

// Инициализация подсистемы MPI

MPI_Init(&argc, &argv);

// Получить размер коммуникатора MPI_COMM_WORLD

// (общее число процессов в рамках задачи)

MPI_Comm_size(MPI_COMM_WORLD,&numprocs);

// Получить номер текущего процесса в рамках

// коммуникатора MPI_COMM_WORLD

MPI_Comm_rank(MPI_COMM_WORLD,&myid);

MPI_Get_processor_name(processor_name,&namelen);

// Вывод номера потока в общем пуле

fprintf(stdout, “Process %d of %d is on %s\n”, myid,numprocs,processor_name);

// количество интервалов

fprintf(stdout, “Enter the number of intervals: (0 quits) “);

if(scanf(“%d”,&n) != 1)

fprintf(stdout, “No number entered; quitting\n”);

MPI_Bcast(&n, 1, MPI_INT, 0, MPI_COMM_WORLD);

h = 1.0 / (double) n;

// Обсчитывание точки, закрепленной за процессом

for(I = myid + 1 ; (I <= n) ; I += numprocs)

x = h * ((double)I – 0.5);

// Сброс результатов со всех процессов и сложение

MPI_Reduce(&mypi, &pi, 1, MPI_DOUBLE, MPI_SUM, 0, MPI_COMM_WORLD);

// Если это главный процесс, вывод полученного результата

printf(“PI is approximately %.16f, Error is %.16f\n”, pi, fabs(pi – PI25DT));

endwtime = MPI_Wtime();

printf(“wall clock time = %f\n”, endwtime-startwtime);

// Освобождение подсистемы MPI

Наиболее распространенными реализациями MPI на сегодняшний день являются:

MPICH - самая распространённая бесплатная реализация, работает на UNIX-системах и Windows NT

LAM/MPI - ещё одна бесплатная реализация MPI. Поддерживает гетерогенные конфигурации, LAM (http://www.lam-mpi.org) поддерживает гетерогенные конфигурации, пакет Globus и удовлетворяет IMPI (Interoperable MPI).

Поддерживаются различные коммуникационные системы (в том числе Myrinet).

WMPI - реализация MPI для Windows

MPI/PRO for Windows NT - коммерческая реализация для Windows NT

Intel MPI - коммерческая реализация для Windows / Linux

Microsoft MPI входит в состав Compute Cluster Pack SDK. Основан на MPICH2, но включает дополнительные средства управления заданиями. Поддерживается спецификация MPI-2.

HP-MPI - коммерческая реализация от HP

SGI MPT - платная библиотека MPI от SGI

Mvapich - бесплатная реализация MPI для Infiniband

Open MPI - бесплатная реализация MPI, наследник LAM/MPI

Oracle HPC ClusterTools - бесплатная реализация для Solaris SPARC/x86 и Linux на основе Open MPI

MPJ - MPI for Java

POSIX Threads - стандарт POSIX реализации потоков выполнения, определяющий API для создания и управления ими.

Библиотеки, реализующие этот стандарт (и функции этого стандарта), обычно называются Pthreads (функции имеют приставку «pthread_»). Хотя наиболее известны варианты для Unix-подобных операционных систем, таких как Linux или Solaris, но существует и реализация для Microsoft Windows (Pthreads-w32)

Pthreads определяет набор типов и функций на языке программирования Си. Заголовочный файл - pthread.h.

Типы данных:

1. pthread_t – дескриптор потока;

2. pthread_attr_t – перечень атрибутов потока.

Функции управления потоками:

1. pthread_create() – создание потока;

2. pthread_exit() – завершение потока (должна вызываться функцией потока при завершении);

3. pthread_cancel() – отмена потока;

4. pthread_join() – заблокировать выполнение потока до прекращения другого потока, указанного в вызове функции;

5. pthread_detach() – освободить ресурсы занимаемые потоком (если поток выполняется, то освобождение ресурсов произойдёт после его завершения);

6. pthread_attr_init() – инициализировать структуру атрибутов потока;

7. pthread_attr_setdetachstate() – указать системе, что после завершения потока она может автоматически освободить ресурсы, занимаемые потоком;

8. pthread_attr_destroy() – освободить память от структуры атрибутов потока (уничтожить дескриптор).

Функции синхронизации потоков:

2. pthread_mutex_init(), pthread_mutex_destroy(), pthread_mutex_lock(), pthread_mutex_trylock(), pthread_mutex_unlock();

3. pthread_cond_init(), pthread_cond_signal(), pthread_cond_wait().

Пример использования потоков на языке C:

#include

#include

#include

#include

static void wait_thread(void)

time_t start_time = time(NULL);

while (time(NULL) == start_time)

/* do nothing except chew CPU slices for up to one second. */

static void *thread_func(void *vptr_args)

for (I = 0; I < 20; i++)

fputs(“ b\n”, stderr);

pthread_t thread;

if (pthread_create(&thread, NULL, thread_func, NULL) != 0)

return EXIT_FAILURE;

for (I = 0; I < 20; i++)

if (pthread_join(thread, NULL) != 0)

return EXIT_FAILURE;

return EXIT_SUCCESS;

Представленная программа используют два потока, печатающих в консоль сообщения, один, печатающий "a", второй - "b". Вывод сообщений смешивается в результате переключения выполнения между потоками или одновременном выполнении на мультипроцессорных системах.

Программа на C создает один новый поток для печати "b", а основной поток печатает "a". Основной поток (после печати "aaaaa….") ждёт завершения дочернего потока.

Контрольные вопросы

  1. Что такое параллельная программа?
  2. В чем отличие между процессом и потоком выполнения?
  3. Может ли программа создать 5 потоков при работе на четырехядерном процессоре?
  4. Каковы особенности параллельных программ с разделяемой памятью?
  5. Какие существуют программные средства для разработки параллельных программ?
  6. Почему большое распространение при создании программ для ПК получил именно OpenMP, а не, например, MPI?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Актуальность темы
  • 2. Увеличение количества ядер
  • 3. Технология NVIDIA CUDA
  • 4. Разница между CPU и GPU
  • Заключение
  • Введение
  • Распараллеливании вычислений - это разделение больших задач на более маленькие, которые могут выполняться одновременно. Обычно для параллельных вычислений требуются некоторые координированные действия. Параллельные вычисления бывают нескольких форм (на уровне инструкций, битов, данных, задач). Параллельные вычисления находили своё применение на протяжении многих лет в основном в высокопроизводительных вычислениях. Но ситуация в последнее время изменилась. Появился спрос на такие вычисление из-за физических ограничений роста тактовой частоты процессора. Параллельные вычисления стали доминирующей идеей в архитектуре компьютера. Она приобрела форму многоядерных процессоров.
  • Использование параллельных вычислительных систем обусловлено стратегическим направлениям развития в компьютерной индустрии. Главным обстоятельством послужило не только ограничение возможностей быстродействия машин, основанных на последовательной логике, сколь и наличием задач, для которых наличие вычислительной техники не является ещё достаточным. К задачам данной категории можно отнести моделирование динамических процессов.
  • Появление процессоров с несколькими ядрами явилось скачком развития эффективных супервычислений, которые могут похвастаться более высокими показателями производительность/стоимость, по сравнению с системами на базе супер ЭВМ. Использование многоядерных процессоров даёт гибкую возможность, в частности варьирования конфигураций, а также масштабирования мощности в вычислительных системах - начиная от PC, серверов, рабочих станций и заканчивая кластерными системами.
  • 1. Актуальность темы
  • В последние годы появилось большое количество дешевых кластерных параллельных вычислительных систем, которые привели к быстрому развитию параллельных вычислительных технологий, в том числе и в области высокопроизводительных вычислений. Большинство основных производителей микропроцессоров стали переходить на многоядерные архитектуры, что повлияло на изменение ситуации в области параллельных вычислительных технологий. Изменение аппаратной базы влечёт за собой изменение построений параллельных алгоритмов. Для реализации в многоядерных архитектурах вычислительных нужны новые параллельные алгоритмы, учитывающих новые технологии. Эффективность использования вычислительных ресурсов будет зависеть от качества собственно параллельных приложений и специализированных библиотек, ориентированных на многоядерные архитектуры.
  • Применение высокопроизводительной техники в моделировании реальных технических, экономических, и других процессов, описываемых системами обыкновенных дифференциальных уравнений большой размерности, не только оправдано, но и необходимо. Распараллеливании вычислений в многопроцессорных и параллельных структурах является эффективным способов повышения производительности. Так что, применение параллельных вычислительных систем довольно важное направление развития вычислительной техники.

2. Увеличение количества ядер

Первым процессором для массового использования был POWER4 с двумя ядрами PowerPC на одном кристалле. Выпущен компанией IBM в 2001 году.

Производители процессоров Intel, AMD, IBM, ARM признали увеличение число ядер как одно из приоритетных направлений увеличения производительности.

В 2011 году выпустили в производство 8-ядерные процессоры для домашних PC, и 16-ядерные для серверных систем.

Имеются разработки процессоров с большим количеством ядер (более 20), которые нашли применение в специфических устройствах.

2-х ядерные процессоры существовали ранее, например IBM PowerPC-970MP (G5Н). Но такие процессоры применялись в узком круге специализированных задач.

В апреле 2005 года AMD представила 2-ядерный процессор Opteron. архитектура AMD64. предназначен для серверов. В мае 2005 года Intel представила процессор Pentium D. Архитектуры x86-64. Стал первым 2-х ядерным процессором для домашних PC.

В марте 2010 года AMD представила 12-ядерные серийные серверные процессоры Opteron 6100 (архитектура x86/x86-64).

В августе 2011 года AMD представила 16-ядерные серийные серверные процессоры Opteron серии 6200. Процессор Interlagos в одном корпусе содержит два 8-ядерных (4-модульных) чипа и является совместимым с платформой AMD Opteron серии 6100 (Socket G34).

3. Технология NVIDIA CUDA

Большое количество параллельных вычислений связано с трёхмерными играми. Параллельные векторные вычисления на универсальных устройствах с многоядерными процессорами используются в 3D-графике, достигая высокой пиковой производительности. Универсальным процессорам это не под силу. Максимальная скорость достигается только в ряде удобных задач, имея некоторые ограничения. Но всё равно такие устройства широко применяются в сферах, где изначально не предназначались. Например, процессор Cell, разработки альянса Sony-Toshiba-IBM в игровой приставке Sony PlayStation 3, или, современные видеокарты от компаний NVIDIA и AMD.

Ещё несколько лет назад начали появляться технологии неграфических расчётов общего назначения GPGPU для 3D видеоускорителей. Современные видеочипы имеют сотни математических исполнительных блоков, такая мощь может помочь для значительного ускорения множества вычислительно интенсивных приложений. Нынешние поколения GPU имеют гибкую архитектуру, которая вместе с программно-аппаратными архитектурами и высокоуровневыми языками даёт возможность делать их намного более доступными.

Появление достаточно быстрых и гибких шейдерных программ заинтересовало разработчиков создать GPGPU, которые способны выполнять современные видеочипы. Разработчики захотели на GPU рассчитывать не только изображения в игровых и 3D приложениях, но и применять в других областях параллельных вычислений. Для этого использовали API графических библиотек OpenGL и Direct3D. Данные в видеочип передавались в качестве текстур, расчётные программы помещались в виде шейдеров. Главным недостатком такого способа является значительная сложность программирования, низкий обмен данными между GPU и CPU, и некоторые другие ограничения.

Ведущие производители видеочипов NVIDIA и AMD представили платформы для параллельных вычислений - CUDA и CTM, соответственно. В видеокартах появилась аппаратная поддержка прямого доступа к вычислительным ресурсам. CUDA является расширением языка программирования С. CTM более похож на виртуальную машину, которая выполняет только ассемблерный код. Обе платформы убрали ограничениz предыдущих версий GPGPU, которые использовали традиционный графический конвейер, ну и конечно графические библиотеки Direct3D и Open GL.

OpenGL является более портируемой, а также универсальной из-за своей открытости кода. Но она не позволят использовать тот же код на чипах разных производителе. У таких методов много недостатков, они не удобные, и обладают малой гибкостью. А также они не позволяют использовать специфические возможности некоторых видеокарт, например, быстрая общая память.

Именно это постигнуло компанию NVIDIA выпустить платформу CUDA -- C-подобный язык программирования, наделённый своим компилятором, а также имеющий в наборе библиотеками для вычислений на GPU. Написание хорошего кода для видеочипов очень не простое занятие, но CUDA даёт больше контроля над аппаратными средствами видеокарты. CUDA появилась с видеокарт серии 8. Появилась CUDA версии 2.0, которая поддерживает расчёты с двойной точность в 32- и 64- битных ОС Windows, Linux, MacOS X.

4. Разница между CPU и GPU

Рост тактовой частоты закончилось из-за высокого энергопотребления. Увеличение производительности происходит за счёт увеличения кол-ва ядер на одном чипе. На данный момент для домашних пользователей продаются процессоры до восьми ядер, и количеством потоков до 16. В таких процессорах каждое ядро работает отдельно.

Специальные векторные возможности (инструкции SSE) для 4-х компонентных (одинарная точность с плавающей точкой) и 2-х компонентных (двойная точность) векторов появились в универсальных процессорах из-за возникновения высоких требований приложений, работающие с графикой. Поэтому применение GPU является более выгодным, т.к. они заточены изначально под такие задачи.

В чипах NVIDIA основной блок - это мультипроцессор с 8-10 ядрами и около сотней ALU с несколькими тысячами регистров и большой общей памятью. Видеокарта имеет глобальную память с доступом из всех мультипроцессоров, локальная память в каждом мультипроцессоре, а также имеется память для констант.

В GPU ядра являются SIMD (одиночный поток команд, множество потоков данных) ядрами. Эти ядра выполняют одни и те же инструкции одновременно. Это и есть стиль программирования графических алгоритмов. Он специфичный, но позволяет увеличить кол-во вычислительных блоков за счёт своей простоты.

Основные различия между архитектурами (GPU и CPU): ядра CPU исполняют один поток последовательных инструкций с максимальной производительностью, GPU исполняет большое число параллельно выполняемых потоков инструкций. Универсальные процессоры нацелены на достижение высокой производительности одного потока команд, обрабатывающие числа с плавающей точкой и без. Доступ к памяти случайный.

Политика разработчиков CPU: добиться выполнения большего числа инструкций параллельно, для увеличения производительности. Поэтому, начиная с процессоров Intel Pentium, появилась технология суперскалярного выполнения, которая представляет собой выполнение 2-х инструкций за такт, а процессор Pentium Pro отличился внеочередным выполнением инструкций.

У видеочипов работа более простая и распараллелена изначально. Чип принимает группу полигонов, все необходимые операции, и выдаёт пиксели. Обработка полигонов и пикселей независима независимо друг от друга. Поэтому в GPU такое большое кол-во процессоров. Также современные GPU способны выполнить больше одной инструкции за такт.

Другое отличие CPU от GPU: принцип доступа к памяти. В GPU Он связный и предсказуемы, т.к. если считались текстуры, значит через некоторое время придёт очередь соседних текстур. Поэтому организация памяти у видеокарты и центрального процессора разные. И видеочипу по этой причине не надо кэш-память большого размера, а для текстур требуются лишь около 128-256 кБ.

Работа с памятью также различная. CPU имеют встроенные контроллеры памяти, у GPU обычно их по несколько, вплоть до восьми 64-бит каналов. Кроме того применяется очень быстрая память, следовательно, пропускная способность памяти выше, что является плюсом для параллельных расчётов, оперирующие с огромными потоками данных.

В CPU большое кол-во транзисторов уходит на буферы команд, аппаратное предсказание ветвления, огромные объёмы кэш-памяти. Все эти блоки нужны для ускорения немногочисленных потоков команд. В GPU транзисторы идут на массивы исполнительных блоков, разделяемую память малого объёма, управляющие потоками блоки, контроллеры памяти. Всё это не ускоряет выполнение отдельных потоков, но позволяет обрабатывать их в огромном количестве одновременно.

Кэширование. CPU использует кэш для уменьшения задержек доступа к памяти, следствие чего, происходит увеличение производительности. GPU использует кэш для увеличения пропускной способности. CPU снижает задержки доступа к памяти за счёт большого кэша и предсказания ветвлений кода. Эти аппаратные части являются большими ни чипе, следовательно, они потребляют много энергии. GPU решают проблему задержки доступа к памяти другим способом: исполнение тысяч потоков одновременно. Когда один поток ожидает данные, другой поток выполняет вычисления без ожидания и задержек.

В общем можно сделать следующий вывод: видеочипы предназначены для параллельных вычислений с большим объёмом данных и большим количество арифметических операций.

5. Первое применение расчётов на графических ускорителях

История применения чипов для математических расчётов началось давно. Самые первые попытки были примитивными и использовали некоторые функции из Z-буферизации и растеризации. Но с появлением шейдеров началось ускорение. В 2003г. на SIGGRAPH появилась новая секция под вычисления, и она получила GPGPU.

BrookGPU. Известный компилятор языка программирования Brook. Является потоковым. Был специально разработан для вычислений на GPU. Разработчики использовали API: Direct3D или OpenGL. Это существенной ограничивало применения GPU, т.к. шейдеры и текстуры применялись в 3D графике, а специалисты по параллельному программированию ничего знать не обязаны. Они используют тока потоки и ядра. Brook смог немного помочь в этой задачи. Расширения к языку С помогли скрыть от программистов трёхмерный API, и предоставить видеочип в качестве параллельного сопроцессора. Компилятор компилировал код и привязывал к библиотеке DirectX, OpenGL или x86.

6. Области применения параллельных расчётов на графических ускорителях

Приведём усреднённые цифры прироста производительности вычислений, полученные исследователями по всему миру. При переходе на GPU прирост производительности составляет в среднем в 5-30 раз, а в некоторых примерах доходит и до 100 раз (как правило это код, который непригоден для расчётов при помощи SEE.

Вот некоторые примеры ускорений:

· Флуоресцентная микроскопия - в 12 раз;

· Молекулярная динамика - в 8-16 раз;

· Электростатика (прямое и многоуровневое суммирование Кулона) - в 40-120 раз и 7 раз.

ядро процессор графический

Заключение

В реферате удалось рассмотреть параллельные вычисления на многоядерных процессорах, а также технологиях CUDA и CTM. Были рассмотрены разница между CPU и GPU, какие были сложности применения видеокарт в параллельных вычислениях без технологии CUDA, рассмотрены области применения.

В реферате не было рассмотрело применение параллельных вычислений в центральных процессорах с интегрированным видеоядром. Это процессоры фирмы AMD серии А (AMD A10, AMD A8, AMD A6, AMD A4) и процессоры фирмы Intel серии i3/i5/i7 со встроенным видеоядром HD Graphics.

Список использованной литературы

1. Сайт ixbt.com, владелец Byrds Research and Publishing, Ltd

2. Сайт wikipedia.org, владелец Фонд Викимедиа

3. Сайт nvidia.ru, владелец NVIDIA corporation

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Пакетный метод как основной способ выполнения коммуникационных операций, его содержание и предъявляемые требования. Оценка трудоемкости операции передачи данных между двумя узлами кластера. Этапы разработки параллельных алгоритмов (распараллеливания).

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Знакомство с историей развития многопроцессорных комплексов и параллельных вычислений. Персональные компьютеры как распространенные однопроцессорные системы на платформе Intel или AMD, работающие под управлением однопользовательских операционных систем.

    презентация , добавлен 22.02.2016

    Классификация параллельных вычислительных систем. Существенные понятия и компоненты параллельных компьютеров, их компоненты. Особенности классификаций Хендера, Хокни, Флинна, Шора. Системы с разделяемой и локальной памятью. Способы разделения памяти.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2012

    Математическая основа параллельных вычислений. Свойства Parallel Computing Toolbox. Разработка параллельных приложений в Matlab. Примеры программирования параллельных задач. Вычисление определенного интеграла. Последовательное и параллельное перемножение.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    Развитие концепций и возможностей ОС. Параллельные компьютерные системы и особенности их ОС. Симметричные и асимметричные мультипроцессорные системы. Виды серверов в клиент-серверных системах. ОС для облачных вычислений. Кластерные вычислительные системы.

    лекция , добавлен 24.01.2014

    Технология разработки параллельных программ для многопроцессорных вычислительных систем с общей памятью. Синтаксис, семантика и структура модели OpenMP: директивы, процедуры и переменные окружения. Распараллеливание по данным и операциям, синхронизация.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Параллельные вычислительные системы, их общая характеристика и функциональные особенности, оценка возможностей, внутренняя структура и взаимосвязь элементов, типы: одно- и многопроцессорные. Параллельная форма алгоритма, его представление и реализация.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2014

    Достоинства многопроцессорных систем. Создание программы, реализующей работу мультипроцессорной системы с общей памятью по обработке различного количества заявок, а также различного количества процессоров. Модели вычислений на векторных и матричных ЭВМ.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2013

    Абстрактные модели и способы параллельной обработки данных, допустимая погрешность вычислений. Понятие параллельного процесса, их синхронизация и гранулы распараллеливания, определение закона Амдаля. Архитектура многопроцессорных вычислительных систем.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2010

    Однопроцессорные вычислительные системы не справляются с решением военно-прикладных задач в реальном времени, поэтому для повышения производительности вычислительных систем военного назначения используются многопроцессорные вычислительные системы (МВС).

Понятие параллельных вычислений

ОСНОВЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ

Лекция №6


Под параллельными вычислениями (parallel or concurrent computations) можно понимать процессы решения задач, в которых в один и тот же момент времени могут выполняться одновременно несколько вычислительных операций

Параллельные вычисления составляют основу суперкомпьютерных технологий и высокопроизводительных расчетов

· Параллельная обработка

Если некое устройство выполняет одну операцию за единицу времени, то тысячу операций оно выполнит за тысячу единиц. Если предположить, что есть пять таких же независимых устройств, способных работать одновременно, то ту же тысячу операций система из пяти устройств может выполнить уже не за тысячу, а за двести единиц времени.

Аналогично система из N устройств ту же работу выполнит за 1000/N единиц времени. Подобные аналогии можно найти и в жизни: если один солдат вскопает огород за 10 часов, то рота солдат из пятидесяти человек с такими же способностями, работая одновременно, справятся с той же работой за 12 минут - принцип параллельности в действии!

Пионером в параллельной обработке потоков данных был академик А.А.Самарский, выполнявший в начале 50-х годов расчеты, необходимые для моделирования ядерных взрывов. Самарский решил эту задачу, посадив несколько десятков барышень с арифмометрами за столы. Барышни передавали данные друг другу просто на словах и откладывали необходимые цифры на арифмометрах. Таким образом, в частности, была расчитана эволюция взрывной волны.

Работы было много, барышни уставали, а Александр Андреевич ходил между ними и подбадривал. Это, можно сказать, и была первая параллельная система. Хотя расчеты водородной бомбы были мастерски проведены, точность их была очень низкая, потому что узлов в используемой сетке было мало, а время счета получалось слишком большим.

· Конвейерная обработка

Идея конвейерной обработки заключается в выделении отдельных этапов выполнения общей операции, причем каждый этап, выполнив свою работу, передавал бы результат следующему, одновременно принимая новую порцию входных данных. Получаем очевидный выигрыш в скорости обработки за счет совмещения прежде разнесенных во времени операций.

Предположим, что в операции можно выделить пять микроопераций, каждая из которых выполняется за одну единицу времени. Если есть одно неделимое последовательное устройство, то 100 пар аргументов оно обработает за 500 единиц. Если каждую микрооперацию выделить в отдельный этап (или иначе говорят - ступень) конвейерного устройства, то на пятой единице времени на разной стадии обработки такого устройства будут находится первые пять пар аргументов, а весь набор из ста пар будет обработан за 5+99=104 единицы времени - ускорение по сравнению с последовательным устройством почти в пять раз (по числу ступеней конвейера).



Модели параллельных компьютеров (классификация Флинна)

· «Один поток команд - один поток данных» (SISD - "Single Instruction Single Data")

Относится к фон-Неймановской архитектуре. SISD компьютеры это обычные, "традиционные" последовательные компьютеры, в которых в каждый момент времени выполняется лишь одна операция над одним элементом данных (числовым или каким-либо другим значением). Большинство современных персональных ЭВМ попадает именно в эту категорию.

· «Один поток команд - много потоков данных» (SIMD - "Single Instruction - Multiplе Data")

SIMD (англ. Single Instruction, Multiple Data) - принцип компьютерных вычислений, позволяющий обеспечить параллелизм на уровне данных. SIMD компьютеры состоят из одного командного процессора (управляющего модуля), называемого контроллером, и нескольких модулей обработки данных, называемых процессорными элементами. Управляющий модуль принимает, анализирует и выполняет команды.

Если в команде встречаются данные, контроллер рассылает на все процессорные элементы команду, и эта команда выполняется на нескольких или на всех процессорных элементах. Каждый процессорный элемент имеет свою собственную память для хранения данных. Одним из преимуществ данной архитектуры считается то, что в этом случае более эффективно реализована логика вычислений. SIMD процессоры называются также векторными.

· «Много потоков команд - один поток данных» (MISD - "Multiple Instruction - Single Data")

Вычислительных машин такого класса практически нет и трудно привести пример их успешной реализации. Один из немногих - систолический массив процессоров, в котором процессоры находятся в узлах регулярной решетки, роль ребер которой играют межпроцессорные соединения. Все процессорные элементы управляются общим тактовым генератором. В каждом цикле работы каждый процессорный элемент получает данные от своих соседей, выполняет одну команду и передает результат соседям.

Массивы ПЭ с непосредственными соединениями между близлежащими ПЭ называются систолическими . Такие массивы исключительно эффективны, но каждый из них ориентирован на решение весьма узкого класса задач. Рассмотрим, как можно построить систолический массив для решения некоторой задачи. Пусть, например, требуется создать устройство для вычисления матрицы D=C+AB , где

Здесь все матрицы - ленточные, порядка n . Матрица A имеет одну диагональ выше и две диагонали ниже главной; матрица B - одну диагональ ниже и две диагонали выше главной; матрица C по три диагонали выше и ниже главной. Пусть каждый ПЭ может выполнять скалярную операцию c+ab и одновременно осуществлять передачу данных. Каждый ПЭ, следовательно, должен иметь три входа: a, b, c и три выхода: a, b, c . Входные (in ) и выходные (out ) данные связаны соотношениями

a out = a in , b out = b in , c out = c in + a in *b in ;

Если в момент выполнения операции какие-то данные не поступили, то будем считать, что они доопределяются нулями. Предположим далее, что все ПЭ расположены на плоскости и каждый из них соединен с шестью соседними. Если расположить данные, как показано на рисунке, то схема будет вычислять матрицу D .

Массив работает по тактам. За каждый такт все данные перемещаются в соседние узлы по направлениям, указанным стрелками.

На рисунке показано состояние систолического массива в некоторый момент времени. В следующий такт все данные переместятся на один узел и элементы a11, b11, c11 окажутся в одном ПЭ, находящемся на пересечении штриховых линий. Следовательно, будет вычислено выражение c11+a11b11 .В этот же такт данные a12 и b21 вплотную приблизятся в ПЭ, находящемся в вершине систолического массива.

В следующий такт все данные снова переместятся на один узел в направлении стрелок и в верхнем ПЭ окажутся a12 и b21 и результат предыдущего срабатывания ПЭ, находящегося снизу, т.е. c11+a11b11 . Следовательно, будет вычислено выражение c11+a11b11+a12b21 . Это есть элемент d11 матрицы D .

Продолжая потактное рассмотрение процесса, можно убедиться, что на выходах ПЭ, соответствующих верхней границе систолического массива, периодически через три такта выдаются элементы матрицы D , при этом на каждом выходе появляются элементы одной и той же диагонали. Примерно через 3n тактов будет закончено вычисление всей матрицы D . При этом загруженность каждой систолической ячейки асимптотически равна 1/3 .

· «Много потоков команд - много потоков данных» (MIMD - "Multiple Instruction - Multiple Data")

Эта категория архитектур вычислительных машин наиболее богата, если иметь в виду примеры ее успешных реализаций. В нее попадают симметричные параллельные вычислительные системы, рабочие станции с несколькими процессорами, кластеры рабочих станций и т.д.

Гигантская производительность параллельных компьютеров и супер-ЭВМ с лихвой компенсируется сложностями их использования. Начнем с самых простых вещей. У вас есть программа и доступ, скажем, к 256-процессорному компьютеру. Что вы ожидаете? Да ясно что: вы вполне законно ожидаете, что программа будет выполняться в 256 раз быстрее, чем на одном процессоре. А вот как раз этого, скорее всего, и не будет.

Похожие публикации