Режим работы. Расписание дня Адрес и режим работы музея

| Дмитрий Николаев | 4592

Первое, что удивило – это то, что в Национальном лицее-интернате им. Г.С.Лебедева очень строгие правила поведения, с подъемом и отбоем, и все прописано буквально по минутам. Интересно, необходим ли нынешним выпускникам такой строгий контроль?

Дата, место рождения: 22 октября 1954 года, с. Янишево Вурнарского района Чувашской Республики.

ВУЗ: В 1976 году окончил физико-математический факультет .

Увлечения: Студентом увлекался театром, танцами, игрой на народных музыкальных инструментах - так оно и осталось до сих пор.

Фильм: «Джентльмены удачи».

Книга: Любимый писатель Джек Лондон. Почти все его произведения прочитал. Это великий писатель, на его книгах можно воспитать личность.

Музыка: Классическая, она успокаивает.

Девиз: «Всегда смотреть вперед с оптимизмом».

Подробнее о жизни и учебе лицеистов рассказывает директор лицея Юрий Петрович Иванов. Оказывается, такие строгие правила приводят к достижению очень больших результатов.

- Расскажите, как складывалась ваша педагогическая карьера?

Моя мама, Анна Александровна Иванова, 45 лет проработала учителем начальных классов в Янишевской школе Вурнарского района, так что это в какой-то степени наследственное. В старших классах я сильно интересовался физикой и математикой, так что даже учителя советовали поступать в пединститут, да и родители поддержали. Закончив физико-математический факультет, я два года работал учителем математики в селе Кольцовка Вурнарского района, потом - инспектором отдела народного образования в Вурнарах. После службы в армии, 25 лет проработал в чебоксарском ПУ-4 учителем математики, заместителем директора, а с 2004 года - в г. Чебоксары.

- Что отличает ваш лицей от других образовательных учреждений?

Отличает многое. Во-первых, лицей является муниципальным общеобразовательным учреждением для одаренных детей республики, проявляющих склонности к музыке, гуманитарным и физико-математическим наукам с круглосуточным пансионным пребыванием в интернате. Мы проводим конкурсный отбор в 5 и 8-й классы, и, несмотря на то, что за содержание детей в лицее-интернате взимаются родительские взносы, желающих учиться очень много.

Лицеисты обеспечиваются четырехразовым питанием, десяти-одиннадцатиклассники проживают в 2-3-местных номерах, те, кто помладше - в общих палатах. Учреждение закрытого типа, за лицеистами ведется строгий контроль: днем это классные руководители, после уроков воспитатели, которые перед отбоем передают смену ночным воспитателям.

- По какому режиму дня живут лицеисты?

Уроки в лицее с 8:10 до 14:45, потом свободное время до 16:00.

С 16:00 до 19:00 - время самоподготовки, выполнение домашних заданий, подготовка к ЕГЭ и ЕМЭ.
Дальше свободное время - кто-то смотрит телевизор, кто-то идет в спортзал или на различные кружки, например, танцы или фольклорный ансамбль, увлеченные театром - в театральную студию.

В 20:00 - вечерняя линейка с проверкой по списку.

Отбой в 22:00, а подъем в 6.45 ч. утра.

- Какие преимущества у такого строгого контроля?

Я бы выразился по-другому - это всего лишь режим дня лицеиста. В нашем лицее учится нелегко, но очень интересно. Многопрофильное направление сочетает серьезный интерес к национальной культуре, языку, фольклору.

Вот восьмиклассник, приехавший из сельской местности, ему 14 лет, он не очень хорошо знаком с городской жизнью - а ведь в этом возрасте очень характерно стремление к самостоятельности (и не все, и не всегда ею правильно пользуются). А воспитание нравственности в нашем лицее происходит на обычаях и традициях чувашского народа в отношении общечеловеческих ценностей. Языковая среда общения, круглосуточное пребывание в интернате, педколлектив, говорящий на родном языке, все это способствует развитию талантливых детей в условиях интернатной системы.

Отдельно нужно остановиться и на образовательной программе - у нас очень высокие требования, и часто бывает так, что поступившие к нам отличники начинают учиться на тройки. Так что бывает, что кто-то не выдерживает и уезжает обратно домой. Остаются только те, кто ориентирован на учебу, самые сильные, и к концу года многие из них снова начинают получать «четверки» и «пятерки». Это говорит о том, что успешно прошло время адаптации учащихся к нашему учебному заведению.

- Как у вас в лицее сдают ЕГЭ?

У нас профильное обучение по четырем направлениям:
1. Физико-математическое,
2. Химико-биологическое,
3. Социально-экономическое,
4. Чувашская филология и творчество.

Соответственно, по этим направлениям лицеисты и выбирают предметы ЕГЭ.

Что касается результатов госэкзаменов, то его, очень хорошо характеризуют данные по поступлению - вот у нас в прошлом году из 98 выпускников, 75 поступили в самые престижные вузы г. Москвы, г. Казани, г. Н-Новгорода, г. С-Петербурга. Если говорить про олимпиады, то в этом году у наших лицеистов 16 победных и призовых мест, а по химии, астрономии и физкультуре наши ребята представляли республику на уровне России.

По ЕГЭ у нас никогда не стоял вопрос о преодолении минимального порога по количеству баллов, так, например, по математике при пороге 30-33 балла, наши выпускники ниже 60 не набирают.

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

Александр Сергеевич Пушкин написал эти строки еще в годы учебы в Царскосельском лицее, когда ученикам в качестве экзамена было предложено сочинить стихотворение о розе. Задание было довольно сложное и вызвало затруднение. Но будущий поэт блестяще справился с ним, вмиг сочинив и озвучив его перед классом.

Экскурсовод вела нас по коридорам и классам лицея, рассказывая о том, как еще юный Саша – француз, как звали его друзья, удивлял всех своим талантом. А мне хотелось понять, что особенного было в этом учебном заведении, что из его стен вышло столько знаменитых, по-настоящему талантливых людей, которые были патриотами своего Отечества. Какая атмосфера царила на занятиях, в чем заключался «лицейский дух», о котором впоследствии так много вспоминали его выпускники? Не раз я посещала музей Царскосельского лицея и наслаждалась его видами, что восстановили, сохранили для нас, потомков. Любовалась видами парка, что расположен в непосредственной близости от лицея. И каждый раз открывала для себя что-то новое.

Немного истории

Императорский Царскосельский лицей располагается во флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Состоит из четырех этажей:

  • На первом этаже были комнаты служащих лицея, а также хозяйственный блок.
  • На втором этаже располагались столовая, аптека, больница, конференц-зал, канцелярия.
  • На третьем этаже – залы для физических занятий, рекреационный зал, учебные классы, читальный зал с периодикой, библиотека. Она находилась в арке, соединяющей лицей и дворец.
  • Четвертый этаж был отведен под комнаты учеников.

Царскосельский лицей был основан 19 октября 1811 года. В этом же году состоялось его торжественное открытие. Лицей был основан императором Александром I. Воплотил в жизнь идею известный государственный деятель XIX века М. М. Сперанский. Здесь должны были учиться дети высшего дворянского сословия, приближенного к императору. Они – будущие дипломаты и государственные служащие высшего ранга. Планировалось, что в лицее будут также обучаться младшие братья императора Александра I. Учеников отбирали по конкурсу, также за них должен был поручиться кто-то из влиятельных людей.

Открытие

Торжественное открытие лицея состоялось в актовом зале на третьем этаже. На открытии присутствовал император Александр I с семьей, знаменитые политические и культурные деятели того времени. Только представьте, сколько в этом здании побывало известных людей! На первый курс зачислялось 30 мальчиков. Шесть лет обучения в Царскосельском лицее приравнивались к учебе в университете. Царскосельский лицей – место, где получали знания, раскрывали свои искрометные таланты будущие писатели, поэты и композиторы. Совсем еще молодые юноши под руководством опытнейших педагогов постигали курсы наук, учили языки, штудировали отечественную и зарубежную литературу, историю.

Учеба и жизнь

Учеба в Царскосельском лицее в основе своей отличалась от методики преподавания в школах того времени. Здесь к юным мальчикам относились с уважением, общались с ними на равных. Преподаватели обращались к своим ученикам как к взрослым – исключительно на «Вы». Даже некоторые ученики обращались друг к другу на «Вы».

В Царскосельском лицее были запрещены физические наказания. Поэт в своих воспоминаниях часто описывает знаменитый «лицейский дух», что царил в то время. Здесь не было тем, запрещенных для обсуждения. Преподаватели пытались разглядеть и развить талант каждого ученика, бережно взрастить и развить его.

Лицей был предназначен не только для обучения, но и для круглогодичного проживания. Ученикам Царскосельского лицея запрещалось покидать его пределы на протяжении всей учебы. Семья могла посещать ученика в строго отведенное для этого время. Учебный процесс был строго регламентирован. Каждый день учебы лицеиста подчинялся четкому расписанию:

  • 6:00 – подъем и утренняя молитва;
  • 7:00 – 9:00 – занятия;
  • 9:00 – 10:00 – чай и прогулка;
  • 10:00 –12:00 – занятия;
  • 12:00 – 13:00 – прогулка
  • 13:00 – обед;
  • 14:00 – 15:00 – чистописание, рисование;
  • 15:00 – 17:00 – занятия;
  • 17:00 – чай, повторение уроков, прогулка;
  • 20:30 – ужин, чтение, игры;
  • 22:00 – молитва и отход ко сну.

Мальчиков обучали также верховой езде, танцам, фехтованию, плаванию. Каждый лицеист имел свою комнату, в которой было все самое необходимое для проживания: кровать, умывальный столик, комод, конторка, зеркало, свеча и щипцы для снятия нагара. На двери каждой комнаты висела табличка с номером.

Например, комната Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее была под номером 14. А комната его соседа и ближайшего друга Ивана Ивановича Пущина была под номером 13. Две комнаты между собой разделялись перегородкой, которая не доходила до потолка, так что мальчики могли общаться друг с другом через стенку.

Выпускники

Ни для кого не секрет, что самым блистательным был именно первый выпуск Царскосельского лицея, который состоялся в 1817 году. Из ворот лицея вышли его знаменитые выпускники:

  1. А. П. Бакунин,
  2. С. Ф. Броглио,
  3. В.Д. Вольховский,
  4. А. М. Горчаков,
  5. П. Ф. Гревениц,
  6. К. К. Данзас,
  7. А. А. Дельвиг,
  8. С. С. Есаков,
  9. А. Д. Илличевский,
  10. С. Д. Комовский,
  11. А. А. Корнилов,
  12. Н. А. Корсаков,
  13. М. А. Корф,
  14. К. Д. Костенский,
  15. В. К. Кюхельбекер,
  16. С. Г. ,
  17. И. В. Малиновский,
  18. А. И. Мартынов,
  19. Д. Н. Маслов,
  20. Ф. Ф. Матюшкин,
  21. П. Н. Мясоедов,
  22. И. И. Пущин,
  23. Н. Г. Ржевский,
  24. П. Ф. Саврасов,
  25. Ф. Х. Стевен,
  26. А. Д. Тырков,
  27. П. М. Юдин,
  28. М. Л. Яковлев,
  29. А. С. .

Окончил лицей в чине коллежского секретаря и должен был пойти на службу в Коллегию иностранных дел, но вместо этого поэт полностью посвятил себя творчеству.

Судьба лицея

Дальнейшая судьба лицея претерпела изменения. Устав был пересмотрен в сторону ужесточения дисциплины. Причиной тому послужили события декабря 1825 года (Восстание декабристов).

В 1843 году по приказу императора Николая I Царскосельский лицей переехал в по адресу Каменноостровский 21. Царскосельский лицей был переименован в Александровский. Он продолжал оставаться закрытым учебным заведением. Здесь получали юридическое образование. Последний выпуск состоялся в 1917 году, а затем учебное заведение было закрыто.

В 1974 году в здании Царскосельского лицея в Пушкине был открыт Мемориальный Музей-Лицей. Его торжественное открытие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина. Сотрудники музея по рукописям и архивным документам постарались восстановить до мельчайших подробностей обстановку, в которой жил первый выпуск лицея. В библиотеке музея находятся книги, сохранившиеся с того времени.

Адрес и режим работы музея

Посетить музей можно по адресу: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2 с 10.30 до 18.00.

Выходной день в музее: вторник.

Санитарный день: последняя пятница месяца.

Стоимость билета

  • для взрослых посетителей: 200 руб.;
  • для пенсионеров: 100 руб.;
  • для лиц, не достигших 16 лет - бесплатно;
  • для студентов и учащихся от 16 лет: 100 руб.

Посетить бесплатно музей можно в следующие дни:

  • Международный день Музеев - 18 мая;
  • Пушкинский день России - 6 июня;
  • День Лицейской годовщины - 19 октября.

Как добраться

  • До Пушкина следуют электропоезда, отходящие с Витебского вокзала (расположен на станции метро Пушкинская) и от ст. м. Купчино. Вам необходимо доехать до станции Детское село. Стоимость проезда составит около 30 рублей в одну сторону. Время в пути - около 30 минут. Интервал между поездами составляет 15-20 минут. От вокзала в Пушкине и до Екатерининского дворца следуют маршрутное такси и автобус №382. Можно до музея прогуляться пешком. Это не займет много времени, примерно 30 минут.
  • Можно добраться на маршрутном такси от ст. м. Московская (№№ 342, 347, 299, 287, 545 или на автобусе №№ 187,155). Транспорт отходит от Дома Советов. Время в пути займет не больше часа. На мой взгляд, это наиболее удобный и комфортный способ добраться до музея. Сможете любоваться городом и проспектами, пока вас везут.
  • От ст. м. Купчино, помимо электричек, ходят маршрутные такси, которые ожидают вас у выхода из метро в сторону Витебского проспекта (№№ 342, 347, 286, 287, 545). Стоимость проезда на маршрутном такси или автобусе составит чуть более 30 рублей.

Надеюсь, мой обзор был полезен вам!

Желаю вам самых приятных эмоций от посещения музея.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

19 октября 1811 года в Великокняжеском флигеле Екатерининского дворца Царского Села происходило торжественное событие. В большом зале переминались с ноги на ногу тридцать мальчиков, напротив них стояли наставники-профессора. В центре зала находился большой стол, накрытый красным сукном. В креслах сидели почётные гости - представители Сената и Синода, министры. По переходу, ведущему из Екатерининского дворца в зал вошёл император Александр I и приветствовал лицеистов. Свои речи произнесли также директор Лицея Василий Фёдорович Малиновский и профессор Александр Петрович Куницын, который сказал:«...Государственный человек, будучи возвышен над прочими, обращает на себя взоры своих сограждан; его слова и поступки служат для них примером. Если нравы его беспорочны, то он может образовать народную нравственность более собственным примером, нежели властию... Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!». Главным событием праздника стало вручение Лицею высочайшей дарованной грамоты, пожалованной императором Александром I. Документ содержал в себе манифест о создании Лицея и Устав. Грамота была преподнесена директору Лицея "для хранения на вечные времена".

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей
А.С. Пушкин 1836 год

«Постановление о Лицее» было подписано Александром I в 1810 году, оно приравнивало образование, полученное в Лицее, к университетскому. Император задумал провести в жизнь проекты преобразования Российского государства, а для этого были нужны высоко образованные люди. Для обучения были отобраны дети 10-12 лет из самых знатных семей, за каждого из них должны были дать поручительство известные и уважаемые люди. Так за Александра Пушкина просил известный литератор А. Тургенев, а также дядя поэта В.Л. Пушкин.

Все воспитанники обязательно сдавали вступительные экзамены. Образование в Лицее было бесплатным. Обучение было расчитано на шесть лет и состояло из двух курсов: начального и окончательного. В учебную программу входили следующие дисциплины: русский, латинский, французский и немецкий языки, закон Божий, философия и основы логики, арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика, история российская, история иностранная, география и хронология, рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание. Профессора могли обращаться к лицеистам только на "Вы". По отношению к учащимся были запрещены телесные наказания. Распорядок дня лицеиста был таким: подъем в шесть утра, с 7 до 9 - классы, в 9 - чай, до 10 - прогулка, с 10 до 12 - классы, затем прогулка, обед, снова занятия чистописанием и рисованием, с 15 до 17 часов - классы, прогулка, повторение уроков, в 21 час - ужин, в 22 часа - вечерняя молитва и чай. Успеваемость у лицеистов оценивалась по пятибальной шкале. Самая лучшая оценка - единица (1 - значит первый ученик, на уроках такие воспитанники сидели за первой партой, с 4 сидели на последних, но была ещё оценка "ноль" или "худо").

Как-то на уроке алгебры профессор Карцев вызвал А.Пушкина. Пушкин долго стоял у доски, не зная решения. Тогда Карцев спросил «Чему же равен икс?». «Нулю», - ответил Пушкин. На что Карцев ответил: «У вас в моём классе все равняется нулю. Садитесь на место и пишите лучше стихи!». Пушкин не очень любил математику, да и в общем табеле по успеваемости из 29 учеников(одного отчислили) он стоял на четвёртом месте...с конца. Первым учеником он был только по французской и немецкой риторике, фехтованию и, конечно, по "Российской поэзии". "В 1815 году, на публичный экзамен в Лицее приехал Гавриил Романович Державин. Экзамен очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли..." (Из воспоминаний А.С. Пушкина)

Хуже всех в лицее учился Дэльвиг, юноша носивший баронский титул, один из самых близких друзей поэта. Его интересовали исключительно литературные занятия, на остальных он дремал. Эту деталь характера подметил Пушкин в одном из стихотворений и описал реальный случай, который произошёл на уроке латыни:

Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.

В шутку Дэльвиг даже сочинил надпись для своей могилы: "Прохожий, здесь лежит философ-человек. Он проспал целый век."

Пушкин в своих стихотворениях не раз сравнивал Лицей с монастырем, а комнаты лицеистов с кельями. В каждой комнате стояли лишь узкая железная кровать, конторка, стул, умывальный столик с зеркалом, комод. Комнатка Пушкина носила номер "14", а в соседней под номером "13" жил ещё один друг поэта, будущий декабрист - Иван Пущин. Интересно, что в Санкт-Петербурге А.С. Пушкин жил по всем известному адресу: Мойка, 12, а в соседнем доме по адресу: Мойка, 10 жил - Пущин.
Константин Данзас - в лицее носил кличку - "Медведь", из-за крупного телосложения, неуклюжести и задумчивости. Дослужился до генерала, подчинённые любили его за храбрость. Данзас также стал печально известен тем, что был секундантом Пушкина на дуэле с Дантесом.
Вильгельм Кюхельбекер неуклюжий, рассеянный, но очень добродушный, постоянная жертва насмешек лицеистов. Лучше других воспититанников знал литературу, историю, философию. В оценочном листе Кюхельбекера сплошные отличные оценки (1 балл) , только по математике, физике и фехтованию Вильгельм не блистал (его балл был 2-3).

Вы помните текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас... А. Пушкин

Лицеисты сбегали с уроков, чтобы посмотреть на полки, проходящие мимо училища на войну с Наполеоном. Среди воспитанников был будущий генерал, первый ученик, закончивший лицей с большой золотой медалью - Владимир Вольховский. С детства мечтая о военной карьере, он вёл спартанский образ жизни, за что получил прозвище "Суворочка".

Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас... А. Пушкин 1825

В июне 1817 года состоялся первый выпуск воспитанников в государственную службу. Алексадр I вручил Свидетельства об окончании Лицея. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 — офицерами армии. Все прощались, но верили, что ещё не раз встретятся. 19 октября, день открытия Лицея, было объявлено Днём встречи выпускников. Однако, в таком составе, как на выпускном они уже не встретятся. Уже в 1817 году не стало - Николая Ржевского, а в 1820 году - Николая Корсакова. Последним, кто отметил День Лицея в 1882 году, стал Александр Михайлович Горчаков. Министр иностанных дел, он много сделал для укрепления позиций России на мировой арене.
В 1843 г. Николай I подписал указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Царскосельский лицей был переведён в Петербург и переименован в Императорский Александровский лицей.




В здании бывшего Императорского Царскосельского Лицея, основанного императором Александром I в 1811 году как учебное заведение для детей дворян. Музей-Лицей был открыт в 1949 году к 150-летию великого поэта.

А.С. Пушкин воспитывался в лицее шесть лет - с 1811 по 1817 год и нашел здесь преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству. Первый выпуск оказался самым блистательным, имена многих его воспитанников вошли в историю России. Вместе с поэтом учились будущие декабристы Пущин и Кюхельбекер, дипломат А. М. Горчаков и поэт А. А. Дельвиг, адмирал, историограф русского флота Ф. Ф. Матюшкин и многие другие.

На основе архивных материалов в музее воссозданы комнаты, где жили и учились лицеисты, - это Большой зал и Газетная комната, Библиотека, где представлены подлинные книги лицейской библиотеки, учебные классы и спальни воспитанников. В экспозиции можно увидеть рисунки и стихи, написанные рукой Пушкина и других учеников, а также памятный знак, который был подарен императором Александром I в связи с открытием учебного заведения.

Надо отметить, что лицеисты были изолированы от своих семей, поскольку считалось, что влияние семьи тормозит развитие воспитанников в надлежащем духе. По этой причине лицеистов не отпускали даже в близлежащий Санкт-Петербург в течение шести лет. День лицеиста начинался в шесть утра с молитвы, и заканчивался в 10 вечера. Занятия чередовались с прогулками. Кроме основных предметов проводились уроки по танцам, фехтованию и рисованию.

Среди 29 выпускников, получивших аттестаты, по успеваемости А.С. Пушкин был 26-м, показав успехи только в российской и французской словесности, а также в фехтовании.

В нижнем этаже здания находились лазарет и канцелярия, а на последнем, четвёртом – спальни, в одной из которых, под номером 14 с окнами в сад, жил А.С. Пушкин. В своем стихотворении поэт называет лицей монастырем, а свою комнату кельей:

В монастыре,
При бледном свеч сиянье,
Один пишу к сестре.
Всё тихо в мрачной келье:
Защёлка на дверях,
Молчанье, враг веселья,
И скука - на часах!

Основной стихией в жизни учебного заведения была литература. Друзья-поэты организовали кружок, главная роль в котором принадлежала Александру Сергеевичу. Это был тот «прекрасный союз», о котором он писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Режим работы Музея-лицея А.С. Пушкина в 2019 г.

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходные дни - вторник и последняя пятница месяца
  • Касса закрывается на час раньше

Музей-лицей А.С. Пушкина – является частью Всероссийского музея А.С. Пушкина. Находится около Екатерининского дворца, в начале улицы Садовой.

Стоимость билетов в Музей-лицей А.С. Пушкина в 2019 г.

  • посещение с экскурсией
    • для взрослых - 330 руб.
    • для школьников, студентов и пенсионеров - 240 руб.
  • посещение без экскурсии
    • взрослые - 150 руб.
    • для школьников, студентов и пенсионеров - 60 руб.

Музей-лицей А.С. Пушкина - Императорский Царскосельский лицей рассказывает о 200-летней истории этого замечательного учебного заведения и судьбах выдающихся его выпускников.

В основе режима учебных занятий в "Пушкинском лицее" лежит стремление избежать возможных перегрузок, отрицательно влияющих на психофизиологическое состояние учащихся.

"Пушкинский лицей" создан в Санкт-Петербурге в 1990 г. при Международном институте по изучению резервных возможностей человека (МИРВЧ). Он задуман как воспоминание о Царскосельском лицее, в котором учился великий русский поэт, и как своеобразный подарок к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. По учебной программе и режиму дня наш лицей во многом аналогичен Царскосельскому.

Работа в режиме полного рабочего дня (с 9 до 19 ч.) потребовала тщательного продумывания последовательности занятий как в течение дня, так и в течение рабочей недели с тем, чтобы избежать возможных и нежелательных перегрузок.

Учебный день в лицее распадается на три блока: до обеда, после обеда, после ужина. После первых двух часов занятий лицеисты пьют чай с булкой, как в Царскосельском лицее, но с небольшим отличием: с учетом рекомендаций Института экологии человека: желающие могут получить фиточай с подсушенным ржаным хлебом.

Ежедневный урок здоровья начинается в 13 часов с ходьбы в проточной холодной воде (до 12°С) по щиколотку (водная дорожка с массажем стоп), эта процедура способствует активации адаптационных механизмов. В хорошо проветренном зале, не надевая обуви, ребята занимают свои места на ковриках умеренной жесткости для релаксации: в положении лежа под специально подобранную психотерапевтом музыку снимается напряжение утренних умственных занятий. Пять минут расслабления восстанавливают баланс нервной системы и лицеисты, лежа, приступают к остеопатической гимнастике, которая корректирует нарушения опорно-двигательного аппарата с помощью определенных упражнений и диафрагмального дыхания. Этот гимнастический комплекс мягко подготавливает организм к переходу из горизонтального положения в вертикальное, закрепляя навыки поддержания естественных поз - сидения, вставания, стояния.

Восстановление правильной архитектуры тела позволяет с помощью следующего комплекса адаптационной гимнастики тренировать все органы тела, координируя их работу. Последующее орошение стоп и макушки головы гомеопатическим раствором морской капусты, одуванчика и овса ("Авеналам") закрепляет эффект гимнастики и стабилизирует работу вегетативной нервной системы. Затем лицеисты принимают комплекс природных адаптогенов в гомеопатическом разведении: ОКО, реприз, кальгид.

Оптимально подготовив таким образом организм к принятию пищи, лицеисты отправляются на обед, который проходит в спокойной, семейной обстановке. После еды они следуют самому короткому рецепту долголетия, известному с древних времен в Китае: сто шагов после каждого приема пищи. Лицеисты делают эти шаги на свежем воздухе, дополняя их активными традиционными играми (догонялки, игра в мяч и т.п.).

После прогулки в группах ГПД под руководством учителя лицеисты выполняют задания, полученные на уроках для самостоятельной работы. Когда учебные задания выполнены, лицеисты читают художественную литературу в читальном зале, занимаются музыкой, живописью, подготовкой спектаклей, творческой работой, пишут сочинения.

Затем легкий ужин, небольшой отдых и спортивные занятия - фехтование, хореография, плавание, физкультура, футбол и другое. Высокая двигательная активность снимает накопившуюся к концу дня усталость.

Урок здоровья проводится в соответствии с рекомендациями международной детской профилактической программы "CINPT" (программа ВОЗ), опубликованной в сборнике "Методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей" (СПб., 1997).

Недельная загруженность учащихся строится с учетом рекомендаций санэпиднадзора, соблюдается стандартная волна чередования трудных и нетрудных дней. За рабочей пятидневкой следуют два выходных дня, которые дают возможность полного отключения от школьного режима, тем более что все самостоятельные задания выполнены в лицее. К этому необходимо добавить, что режим занятий предусматривает регулярные пробежки на свежем воздухе вокруг лицея во время перемен. В это время проветриваются классы.

Разумеется, самый продуманный режим занятий не является залогом сохранения здоровья учащихся. Определенную роль играет и содержание учебного процесса: что именно изучают учащиеся, интересно ли им это и есть ли практический выход полученным знаниям и умениям. Известный врач А.Залманов утверждал: "Неудобное распределение уроков, неинтересное и малополезное обучение могут произвести разрушительное действие на умственные способности детей".

На всех уроках в "Пушкинском лицее" интересно: интересны сами знания, интересны и формы работы. Лицеисты на протяжении всего существования лицея вовлечены в культурную жизнь города. Они участвуют в теле- и радиопередачах, выступают с концертами, например, в Царскосельском лицее, в Академии Госслужбы, в Петровской Академии наук и искусств. Художественные выставки живописных работ лицеистов проходили в Румянцевском особняке, в Гильдии мастеров на Невском проспекте, в Царскосельском лицее, в выставочном зале в Пушкинских горах, в Карелии (передвижная выставка "От Петрозаводска до Олонца"). Ребята принимали участие во Всемирной выставке детского рисунка в Самаре, их работы продавались на аукционе детских работ в Сан-Франциско и Берлине. Работы лицеистов экспонировались в Германии и Голландии.

Лицеисты видят плоды своего труда. Все сочинения учащихся отпечатаны и используются в дальнейшей работе. Выпускники 2001 года получили на память томик своих сочинений с 1 по 11 класс. Постоянно пополняется видео и фотоархив, который используется в работе в последующие годы.

Главная тема, над которой работает лицей - пушкинская. В лицее отмечаются все Пушкинские даты: День Лицея, День памяти поэта, День его рождения. Ко Дню рождения А.С.Пушкина готовится большое театральное представление, подготовленное совместными усилиями ребят и педагогов: литератора, учителей музыки, пения, хореографии, живописи, фехтования и родителей.

Детям настолько интересно в школе, что они с трудом расстаются с нею по вечерам и на каникулах. Вот что писала об этом выпускница 2001 года Ульяна Зуева в своем сочинении, уходя на летние каникулы:

До свидания, лицей!

Милый лицей, я светлею! С тобой, для тебя!

Дорогой лицей! Мне очень жалко покидать тебя на целое лето! Я не могу представить, как я буду вставать из постели, завтракать, но не идти в лицей. Если он закроется... Нет! Он не закроется! Здесь, в лицее я написала свою первую музыкальную пьесу - "Ночь", здесь же я подружилась с Настей. Отсюда я начала жить. До этого я была, как в тумане, но когда я пришла сюда, я вдруг прозрела.

Когда я пришла в лицей, я вдруг посветлела. Сначала я была замкнута и мрачна, но потом я высветлилась, нашла маленький, чистый уголок в сердце. Немного погодя у нас появилась баня. Я не понимала, что это такое, а когда пошла, то вода в проруби умыла меня. Когда же появился бассейн, стало весело; я стала счастливой. С тех пор я очень счастлива. Сейчас мы заканчиваем год и ставим спектакль по трагедии Софокла "Антигона". Поначалу мы все смеялись, но когда Надя (Антигона) сыграла сцену прощания, все перестало быть смешным. У нас Антигона — Надя, Йемена — Маша, Корифей I - Люба, Корифей II - Паша, Креонт - Миша, а Гемон - Саша.

Счастливые дни!

У нас много интересных уроков: русский язык, естествознание, математика, расслабление, английский язык, немецкий язык, физкультура, бальные танцы и пение, и история, и литература, и еще есть Пушкинский, и я забыла про лаковую живопись. Лаковая живопись — чудный урок. Я, когда пришла, думала, что это будет рисование фломастерами, но нет! Это другой урок!

Мы играем в Царскосельский лицей. Каждый из нас - лицеист Пушкинской поры. Еще я помню, как готовила своего героя: Владимира Вольховского я выбрала я его за сильную волю, твердый нрав и смелый характер. Я полюбила своего героя за то, что он спал на голых досках, покрытых простыней и вместо подушек клал под голову книжки-энциклопедии. Его и моими друзьями были Пушкин, Пущин, Малиновский, Данзас, Дельвиг, Горчаков, Яковлев, Броглио, Матюшкин, Корсаков... Вольховский закончил лицей с Большой золотой медалью.

Мы ездили в Псков, Новгород, Киев, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Тутаев, Косторому, Золотой Плёс, Вологду, на Валдай, в Новую и Старую Ладогу, на реку Свирь и так далее. Мы посетили все Пушкинские места в нашем и Псковском крае.

Я помню, как мы ехали в Киев из Петербурга: я и Марина лежали на верхних полках. Марина лежала на подушке головой к окну, а я головой от окна — оно было открыто. Вдруг, Марина привстала на локтях и показала на красивый сюжет за окном и подушка, на которой она лежала, вдруг сдвинулась и улетела в окно. Там ее подобрал крестьянин, шедший за поездом. Это был смех! Но не только...

Еще я люблю уроки музыки, очень люблю нежные, красивые и быстрые мелодии. Я очень люблю сочинять: в прошлом году я написала "Вальс", "Танец". А в этом — "Росинки ", "Полдень. "

Литература... Она открывает прошлое: Чехов, Гаршин, Лесков... Чудо!!! В литературе можно над каждым писателем думать целую вечность. Литература помогла мне найти свет. Если бы не было бы литературы, я бы так и осталась в темноте. Я не переживу, если меня заберут в другую школу, в которой нет литературы! Я себе не могу представить, как я буду жить в темноте, без Чехова, Гаршина, Лескова, без молитвы, без света, без ничего.

Похожие публикации